Сообщения за сегодня
Активность на форуме
8 часов назад
9 часов назад
SkyWolf добавляет сообщение в теме Проза
10 часов назад
10 часов назад
SkyWolf добавляет сообщение в теме Проза
10 часов назад
Онлайн 1
Нет пользователей
Были за 24 часа
Статистика
Тем 5 065
Сообщений 168 219
Пользователей 2 439

"Оптимизация"

Просмотров 12745 Сообщений 93
18 февраля 2012, суббота
RR RR
Министр финансов РФ:
[CENTER]Государство зря тратит деньги на высшее образование[/CENTER]

По мнению министра финансов РФ Антона Силуанова, граждане, желающие получить высшее образование, не обязательно должны это делать за государственные деньги.

"Если гражданин хочет получить высшее образование, он не обязательно должен это делать за счет бюджетных средств", — сказал он на IX Красноярском экономическом форуме, имея в виду, что выпускники школ могут идти учиться также в негосударственные вузы, передают "Вести".

Силуанов отметил, что дипломированные специалисты часто работают не по тем специальностям, которым обучались в вузе. "Люди зачастую идут работать совершенно по другим специализациям, и получается, что государство напрасно тратит деньги, — сказал министр. — Мы бы, как Министерство финансов, серьезно предложили посмотреть на расходы в отрасли образования и заняться оптимизацией".

Глава министерства финансов заявил, что в России, "действительно, очень большое количество" высших учебных заведений, больше тысячи, при этом более 600 из них являются государственными. Выходит, что государство тратит деньги на бюджетные места, оплачивает, принимает не всегда подготовленных школьников, "да и выпускает, собственно, таких же", заявил Силуанов. По его мнению, большое количество вузов выпускает посредственно подготовленных людей, которые, приходя на производство, в науку, по сути, переучиваются заново. "Все-таки нам необходимо реформирование в этой части", — подвел итог глава финансового ведомства.

Подробнее на www.rosbalt.ru

joke
18 февраля 2012, суббота
ВЖИК ВЖИК Награда За атеизм!
Он имел ввиду, что эти деньги гораздо эффективнее можно было потратить на путинги?
18 февраля 2012, суббота
RR RR
Скорее это? Нафига вообще тратиться на что-то, лучше "распилить" joke
27 августа 2012, понедельник
RR RR
[CENTER]Министр образования и науки призвал освободить школы от лишнего бюрократизма[/CENTER]

Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов высказался за кардинальное снижение бюрократической нагрузки на школы и освобождение от написания большого количества отчетов учителей и директоров.

"Сегодня ставим задачу сократить в несколько раз количество отчетов. Их пишет каждый учитель в рамках новой системы оплаты труда. Это абсолютно чрезмерная отчетность", - заявил Ливанов в понедельник на педагогическом совете в Калуге.

Он отметил, что реальная ценность отчетов, которую пишут работники образования в России, не соответствует ожиданиям и не представляет ценности для развития образования. "Она настолько избыточна, что никакой реальной ценности не представляет. Безусловно, отчеты нужны. Учитель должен отчитываться на этой схеме, но, безусловно, не каждый месяц, может быть, раз в квартал", - отметил министр.

По его словам, предложения по сокращению бюрократической нагрузки будут подготовлены сотрудниками ведомства в сентябре. "В ближайшее время разместим на сайте министерства наши предложения, нужно, чтобы они были обсуждены, чтобы люди, которые работают на местах, могли внести более конкретные предложения, участвовать в этой работе", - сказал Ливанов.

Источник
12 сентября 2012, среда
RR RR
[CENTER]Премьер пообещал сохранить образование бесплатным[/CENTER]

[RIGHT]INTERFAX.RU [/RIGHT]

Председатель партии "Единая Россия" премьер-министр страны Дмитрий Медведев заявил, что "система образования в стране была, есть и будет бесплатной".

Он отметил, что раньше было вполне достаточно иметь среднее образование, "но во всем мире идет устойчивый тренд к получению высшего образования". "Мы должны следовать ему, поэтому у нас 90-95% выпускников будет поступать в вузы", - подчеркнул премьер.
14 сентября 2012, пятница
ВЖИК ВЖИК Награда За атеизм!
Он случайно стоимостью нынешнего образования не интересовался? Какие 90-95%? За какой хрен им учиться то?
14 сентября 2012, пятница
RR RR
ВЖИК;162463:
За какой хрен им учиться то?
За среднюю зарплату по стране joke
11 октября 2012, четверг
RR RR
[CENTER]Бюджет образования урежут до минимума[/CENTER]

Минфин уверяет, что обеспечит средствами предвыборные обещания Путина по росту зарплат педагогов. Однако Счетная палата считает бюджет образования-2013 «напряженным» и предупреждает о его рисках. Каковы они, вместе с Комитетом Госдумы по образованию в четверг разбирался «МК». По прикидкам Минфина, несмотря на кризис, общий объем бюджета на расходы государства будет расти: до 13,4 триллиона в 2013 году, 14,2 триллиона в 2014-м и 15,6 триллиона в 2015-м. Однако федеральный бюджет на образование будет сокращаться: с 627 миллиардов в 2013 году до 569 миллиардов в 2014-м и 592 миллиардов в 2015-м.

[OFF]Правда, утешают финансисты, пугаться не надо: основная часть затрат на обучение детей перейдет на регионы. И в итоге общий объем бюджета образования даже вырастет с 2,5 триллиона в 2012 году до 3,4 триллиона в 2015-м. Если, добавим, территории, подавляющее большинство которых являются дотационными, их изыщут. Лишь некоторую часть нынешних статей расходов на образование государство оставляет за собой. Прежде всего речь идет о средствах на повышение зарплат педагогам федеральных образовательных учреждений: в 2013 году 29 миллиардов рублей, в 2014-м — 48,3 миллиарда и в 2015-м — 72,3 миллиарда. Запланированы также социальные доплаты нуждающимся студентам, обучающимся только на «хорошо» и «отлично», — 7,1 миллиарда в 2013 году, 7,5 — в 2014-м и 7,9 — в 2015-м. Еще полтора миллиарда рублей отложены на проект «Глобальное образование», в рамках которого учиться в зарубежные университеты поедут «лучшие из лучших» российские студенты.

Во всех остальных секторах образования финансовая ситуация заметно ухудшится. Так, финансирование среднего профобразования к 2015 году сократится чуть ли не вдвое — с нынешних 5,6 миллиарда рублей до 3,5 миллиарда. Короче, российскому образованию предстоит затянуть пояса.

— Бюджет очень напряженный, — сообщил аудитор Счетной палаты Сергей Агапцов. — Есть серьезные риски финансирования раздела «Образование».

Прежде всего упадет доля ВВП, выделяемая на отрасль. Причем как в абсолютных, так и в относительных цифрах — с нынешних 4,8% до 3,8% в 2015 году. Чуть ли не до нуля упадет поддержка региональных образовательных программ — с нынешних 28 миллиардов до 0,2 миллиарда к 2015 году. Нет, между прочим, в Счетной палате ясности и с обещанным повышением зарплат педагогов: на II квартал текущего года, сообщил Агапцов, до средней по экономике их довели всего 14 территорий. С 2014 года в регионы передадут и доплаты за классное руководство. И что из этого получится, ясно: в лучшем случае эти средства существенно сократятся. На региональный уровень передаются и расходы по дистанционному обучению детей-инвалидов. А финансирование учительских ипотек прекращается вовсе. Равно как и многие другие целевые федеральные программы.

Фактически поддержка образования в территориях пойдет из центра только по федеральным целевым программам. Но их остается совсем немного: общая сумма в 2014–2015 годах составит лишь 8,8 миллиарда рублей, или 28% от нынешних вложений. Правда, наличие в бюджете 149,7 миллиарда на повышение педагогических зарплат в Счетной палате подтверждают. Однако «определить, достоверна ли эта сумма, Счетная палата не может, так как расчеты отсутствуют», констатировал Агапцов.

— Мы видим, что образование едва сводит концы с концами. Но обязательства государства будут выполнены. Хотя цифры и не вселяют иллюзий относительно возможности развития системы образования, — закрыл тему председатель думского Комитета по образованию Александр Дегтярев.

Тем не менее Комитет по образованию счел возможным рекомендовать палате проголосовать за такие бюджетные параметры на будущий год.[/OFF]

Читать на сайте Московский Комсомолец
12 октября 2012, пятница
ВЖИК ВЖИК Награда За атеизм!
По ходу всю социалку порежут из-за этого птицевода.
12 октября 2012, пятница
RR RR
Очередная хрень.... Создается такое впечатление, что все министерства, дабы показать верховникам, что они не зря свой хлеб кушают наперебой затевают всякие реформы, инновационные изменения и прочие, весьма популярные во власти, и зачастую бессмысленные и даже вредные "телодвижения" и "эксперименты". Суть даже не в полезности или эффективности, суть в том, "что министерство "идёт в ногу с современностью". Главное что-то затеять и об этом громко объявить....Всё, тогда "зачет", значит работают

[CENTER]СМИ: Минобрнауки планирует ввести классификацию учителей[/CENTER]

В связи с обновлением закона «Об образовании» в планах министерства образования и науки появилось введение профессиональных педагогических степеней, пишет газета «Известия» в пятницу.

«Преподавателей планируется разделить на несколько категорий:
- учитель-новатор (учитель, который занимается опытно-экспериментальной работой и вводит новые дисциплины и методики в школах),
- учитель-методист (преподаватель-оратор, который массово передает информацию),
- учитель-исследователь (учитель, занимающийся научно-исследовательской работой),
- учитель-наставник (осуществляет работу по обучению и передаче опыта молодым специалистам)», — сообщает издание.

На планы введения аттестации преподавателей уже отреагировал Межрегиональный профсоюз работников образования, отмечает газета. Сопредседатель профсоюза Андрей Демидов заявил «Известиям», что разделение учителей по степеням неоправданно и по итогу может превратиться в бюрократическую вакханалию.


Читать на сайте Интерфакса
18 ноября 2012, воскресенье
RR RR
Да уж... безумно страшно далеки они от народа...

[CENTER]Дмитрий Ливанов не понимает, как преподаватели вузов могут работать за такие деньги [/CENTER]

Министр образования Дмитрий Ливанов удивился тому, что преподаватели столичных вузов получают меньше 30 тыс. руб. и предположил, что это связано с их невысоким профессиональным уровнем. С таким комментарием министр выступил вчера по телевидению.
"Давайте себе представим московский вуз. Средняя зарплата преподавателя - 20-30 тысяч рублей. Как это назвать? У меня есть несколько версий того, чем это может объясняться", - сказал Ливанов.
"Версия первая: это просто преподаватели невысокого уровня, готовые работать за эти деньги. Версия вторая: это преподаватели, которые подрабатывают в нескольких вузах, перебегая между ними. Версия третья: они просто перекладывают часть расходов по своему содержанию на студентов", - отметил министр и добавил, что во всех случаях "такой вуз не может называться эффективно работающим".

Источник
27 ноября 2012, вторник
RR RR
pooh_lol :read:

[CENTER]Медведев утвердил госпрограмму развития образования до 2020 года. В вузах готовятся защищаться от неучей[/CENTER]

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил государственную программу "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Одной из ее основных целей определено "обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики".
Срок реализации программы разделен на три этапа - 2013-2015,
2016-2018 и
2019-2020 годы,
сообщает сайт правительства.

Также в числе основных задач "повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны", формирование "гибкой" системы непрерывного образования, "развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность" образования, модернизация образовательных программ и создание современной системы оценки качества образования.

В госпрограмму включены следующие подпрограммы и федеральные целевые программы:
"Развитие профессионального образования";
"Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей";
"Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования";
"Вовлечение молодежи в социальную практику";
"Обеспечение реализации государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и прочие мероприятия в области образования";
федеральная целевая программа "Русский язык" на 2011 - 2015 годы;
федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.

Кроме того, Миноборнауки, Росстату, Минэкономразвития и другим федеральным органам власти поручено в трехмесячный срок организовать мониторинг показателей реализации программы, а в шестимесячный срок - представить доклад с уточнением значений ее целевых показателей.

Вузы защитят от невежд и уклонистов

Пока в правительстве даются указания, каким должно быть российское образование, Госдума готовится рассмотреть во втором чтении законопроект "Об образовании в РФ". Общественная палата предложила внести в документ поправки, призванные защитить вузы от студентов, которые не хотят учиться.

[OFF] "Мы предлагаем сделать проходной балл ЕГЭ по профильному предмету при поступлении на бюджет не ниже уровня "четверки" - 50 - 55 баллов ЕГЭ", - пояснил "Российской газете" председатель комиссии по образованию Общественной палаты, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Абитуриенты, чьи баллы (именно по профильному предмету, например, по математике и физике для собирающихся становиться инженерами) будут ниже, смогут поступить на платное отделение.

Такой подход позволит отсеять часть студентов, которые не собираются осваивать профессию, а пришли в вуз, чтобы "пересидеть" армию, пожить в большом городе или вовсе за компанию с другом. По словам Кузьминова, процент таких "имитаторов" обучения составляет на сегодня треть рынка высшего образования. Сейчас отчисление такого студента будет означать для вуза потерю бюджетного финансирования. Однако, если подобные студенты будут учиться на платном, они будут рисковать собственными деньгами.

По словам Кузьминова, часть его коллег выступают за еще более жесткую меру - закрыть троечникам путь в вузы в принципе. "Это дискуссионный момент, - считает эксперт, - Но то, что наши вузы не должны обучать на "бюджете" людей, не давших себе труд освоить школьную программу по профильному предмету, очевидно".

Устанавливать минимальный проходной балл на определенные предметы должно Минобразования, считает Кузьминов. Сейчас это делают сами вузы по своему желанию.

Также в ОП считают необходимым создание независимой аттестационной комиссии, которая, в отличие от самих вузов, как правило толерантных к уровню полученных их учащимися знаний, могла бы действительно гарантировать качество дипломов.

В первую очередь это касается специальностей из так называемых зон риска - экономистов, юристов, менеджеров и социологов. По мнению Кузьминова, "большая часть выпускников сегодня может разве что поговорить об экономике или праве, устойчивых профессиональных знаний у них нет". Критическая ситуация и с инженерными, и с медицинскими направлениями. [/OFF]

ОП хочет запретить репетиторство, и дать "зеленый свет" студентам-иностранцам

Наряду с установлением барьеров на поступление в вузы неуспевающих российских студентов, ОП предлагает отменить ограничения на прием в ведущие вузы страны студентов-иностранцев. Сейчас их можно принимать не более 10 тысяч человек и Минобороны пока не готово увеличивать эту квоту.

Также ОП предлагает запретить преподавателям учебных заведений заниматься репетиторством со своими учащимися. По мнению Кузьминова, такие уроки являются "замаскированной формой вымогательства".

Источник
9 декабря 2012, воскресенье
RR RR
Министр образования снова недоволен преподавателями: кадры не соответствуют требованиям времени

Министр образования Дмитрий Ливанов, взбудораживший преподавателей заявлениями о том, что 30 тысяч в России получают педагоги "невысокого уровня", продолжает гнуть свою линию. На встрече с доверенными лицами Владимира Путина он заявил, что кадровый потенциал в вузах России не соответствует требованиям и задачам в современном высшем образовании. И повышать социальный статус преподавателей (то есть зарплату) будут одновременно с требованиями к ним.

"К сожалению, в вузах мало преподавателей, которые занимаются научными исследованиями на высоком уровне. Мы знаем, что в 90-е годы очень много людей покинули наши учебные заведения, кто-то ушел в другие сферы, кто-то уехал, остались энтузиасты и люди в возрасте. В целом кадровый потенциал не соответствует задачам, которые стоят перед современным высшим образованием России", - цитирует Ливанова РИА "Новости".

В преддверии встречи с президентом, которая состоится 10 декабря, доверенные лица встречаются в воскресенье с членами правительства и высокопоставленными сотрудниками кремлевской администрации. Им разъясняют, как относится к протестам на Болотной, делу Магнитского и преобразованиям в армии.

По мнению Ливанова, темы образования и науки будут в фокусе общественного внимания еще не одно десятилетие. Одной из основных задач в ближайшее время будет повышение социального статуса с одновременным повышением требований к уровню работы, сообщил он: "Мы многое потеряли за последние 20 лет, мы утратили и в качестве, и количестве. Хотя в последние несколько лет стали происходить изменения к лучшему, но все равно нам надо поделать большой путь, чтобы мы могли сказать, что в России есть качественное и конкурентоспособное образование".

Ссылка
22 января 2013, вторник
RR RR
Источник >>>>

С верой в тьюторов

Реформа высшего образования продолжается, и у нее наконец появилась логика

Правительство опубликовало «дорожную карту» развития системы образования до 2018 года. Из документа следует, что преподавателей вузов уже в ближайшее время ждут сокращения при увеличении нагрузки для оставшихся. Защитники плана говорят о том, что изменится само преподавание, но противники программы в этом сомневаются.

Реформа образования, продолжающая оставаться одной из главных тем социальной отрасли, обзавелась «дорожной картой», обширным планом мероприятий, рассчитанным до 2018 года.

Опубликованный на сайте правительства России стодвадцатистраничный документ называется «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» и касается всех уровней образования – от дошкольного до высшего.

Главной задачей реформы дошкольного образования при этом является сокращение очередей в детские сады: уже к 2015 году планируется, что места найдутся всем. Общему образованию (то есть средней школе) прописаны «достижения российскими школьниками новых образовательных результатов и равного доступа к качественному образованию». ПТУ, в свою очередь, должны будут сосредоточиться на «укреплении и повышении инвестиционной привлекательности и качества подготовки выпускников соответствующих образовательных программ».

К сожалению, механизмы достижения этих результатов в план не заложены, а министерство объяснять, как именно будет реализована «дорожная карта», почему-то не торопится.

Цифры высшей школы

Немного больше можно понять из той части плана, которая касается высшего образования.

Снова отметим, что ведомство почти всегда недоступно для комментариев, но анализ данных таблицы «Основные количественные характеристики системы высшего образования», приведенной на странице 88, позволяет судить о том, что количество преподавателей вузов будет довольно существенно сокращено.

Так, согласно данным министерства, численность обучающихся по программам высшего образования в 2013 году составит 6 миллионов 314 тысяч человек, а в 2018-м – 5 миллионов 145 человек, при этом число студентов в расчете на 1 преподавателя вырастет с 9,4 до 12 человек соответственно. Уменьшение числа студентов и рост преподавательской нагрузки по этому параметру может свидетельствовать только об одном: преподавателей должно быть меньше.

Если провести несложный арифметический подсчет, то получится, что в 2012 году государству нужно 671 702 преподавателя, а в 2018-м понадобится лишь 472 750. Нагрузка оставшихся увеличится на 28%.

Вырастет, по плану министерства, и оплата труда преподавателей. Если в 2013 году «отношение средней заработной платы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе» должно составить 110%, то в 2018 году оно будет равно 200%.

Будет снижено и «число образовательных организаций высшего образования, имеющих признаки неэффективности»: речь идет о вызвавших немало критики критериях неэффективности Министерства образования, но из опубликованного документа не ясно, будут ли изменены эти критерии. Предполагается только, что в 2018 году неэффективных вузов не останется вовсе.

Правда, никто не мешает ведомству переработать критерии так, чтобы под определение неэффективности в 2018-м не попало ни одно учебное учреждение, так что в данном случае речь идет, скорее, о сугубой отчетности министерства перед самим собой.

Ресурс сокращения

Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ, в интервью газете ВЗГЛЯД пояснила, что ресурс для сокращения числа преподавателей существует.

«Речь идет, в том числе, о реорганизации вузов, – рассказала Абанкина, приведя в пример нашумевшую историю слияния РЭУ им. Плеханова и РГТЭУ. – Бабуринский вуз был очень слабым, их присоединили к современному учебному учреждению. Конечно, Плехановка – вуз несомненно более сильный, и РГГЭУ в этом смысле просто повезло».

Между тем, как пояснила Абанкина, преподавать «по-старому» больше нельзя, и во многом сокращения будут связаны с переходом к системе «эффективного контракта».

«Должен быть осуществлен переход на новые образовательные технологии, с использованием дистантных форм обучения, например. Сам же «эффективный контракт» предполагает соответствие профессора современным требованиям (он ведет, в том числе, и научную работу – публикует статьи, увеличивает рейтинг цитирования, а также готов к внедрению в преподавание своих исследований). Современный преподаватель – это не пересказчик западных учебников, а человек, который готов обучать специалистов высокого уровня, владеющих всеми достижениями. Не дело бегать по десяти вузам почасовиком и читать одну и ту же лекцию», – заявила Абанкина.

Она же отметила, что рост числа студентов на одного преподавателя при новых формах обучения никак не скажется на качестве: «Если речь идет о новых моделях обучения, в проектном режиме, в исследовательских группах, то это другая ситуация. Современное университетское образование должно быть иначе организовано – командами, в одной аудитории, под управлением тьютора. Ребята формируют проекты, защищают их, проводят конференции, и вот такие учебно-проектные группы должны заменить сегодняшнюю модель знаний».

Беды для регионов

Евгений Куликов, старший научный сотрудник Института Микробиологии им. С. Н. Виноградского РАН полагает, что итогом реализации «дорожной карты» станет «возможность существования вузов только в областных и краевых центрах».

«Сильнее всего пострадают базовые дисциплины, – пояснил Куликов газете ВЗГЛЯД, – потому что под сокращение попадут постоянно работающие в вузах преподаватели. Почасовиков таким не напугать – они или работают фактически за идею, или просто уйдут, но их не сократить».

Говоря о том, какая логика заложена в «дорожную карту», Куликов предположил, что речь идет о системном поглощении крупными вузами более мелких: «Происходит монополизация всего сколько-нибудь дельного, подчинение нужным людям из Москвы МГУ. И так большой, никому не надо. А местных всех переподчинят фактически Москве. От московских ректоров будут зависеть во всём».

«Однако, – уточнил преподаватель, – к закрытию «шарашкиных контор» этот процесс может и не привести. Они же все под крылом местных депутатов-губернаторов, их оставят для разводки. Кормушка и кормушка, и недорого содержать. А вот в крупных столичных вузах уволят старшее поколение, оно мешается под ногами. Останутся дельцы, которым работа на кафедре нужна просто для аффилиации. Не станут они ничего преподавать в массе своей».

Куликов полагает, что авторы «дорожной карты» это понимают, но «им важнее перераспределить активы под нужных людей».

В свою очередь Роман Романов, преподаватель факультета социологии СПбГУ уверен в том, что реорганизация вузов будет иметь плачевные для образования последствия.

«Большие кадровые чистки (при уменьшении количества вузовских преподавателей более чем на треть уже не получается говорить о «сокращениях» – это именно чистки) и вероятное улучшение отчетности реформированных вузов по разного рода количественным показателям, важным для Минобраза – вот к чему это приведет», – заявил Романов.

«Я даже верю в то, что бюрократическая отчетность улучшится – пояснил преподаватель – но сильно сомневаюсь, что такие изменения существенно улучшат содержательную сторону образовательного процесса. Зато в отчетах чиновников все будет выглядеть красиво. Конечный итог – это окончательное торжество концепции «ВУЗ как ПТУ 80 уровня». Будет несколько интегрированных в западный научный мир вузов (которые все равно на Западе будут считаться глубоко провинциальными) и некоторое количество третьестепенных провинциальных «квазивузов», несущих в большей степени социальную нагрузку (тех самых «ПТУ 80 уровня»)».

Кадровый вопрос

По словам Кирилла Мартынова, преподавателя Академии народного хозяйства, проблема всех последних инициатив министерства Дмитрия Ливанова – «очень плохой пиар в профессиональном сообществе» (от себя добавим, что добиться комментария от представителя министерства практически невозможно, так что и работа со СМИ ограничивается скупыми и ничего не значащими пресс-релизами).

«Адекватные, активные преподаватели, находящиеся на хороших позициях в хороших вузах, оценивают происходящее резко негативно, и вне зависимости от того, как все происходит на самом деле, плохо то, что их мнение игнорируется. Они готовы идти на митинги не из любви к протестным акциям: просто иначе не могут выразить свою позицию», – добавил Мартынов в интервью газете ВЗГЛЯД.

«Против чего выступают преподаватели, – пояснил эксперт – есть подозрение, что будет создана «трудовая армия» из работников вузов, их просто выставят за дверь – как раз за счет реструктуризации, оптимизации и т.д. Региональные вузы действительно будут умирать – это естественный процесс: самые умные, амбициозные и настойчивые уезжают, а те, кто остаются, учить не могут и не хотят. Студенты попадают к людям, которые профессионально не пригодны. Министерство образования просто говорит: «давайте их закроем». В итоге мы получим высшее образование в 5–10 крупных городах, а остальная Россия останется выжженной землей, откуда любой ценой все мечтают вырваться. Это называется образовательная сегрегация. Не у всех хороших школьников из регионов есть возможность вырваться в Москву, и в регионах останется в итоге эдакая слободская культура: школа, ПТУ, где-то что-то понахватано».

Сомневается Мартынов и в качественной реформе методов обучения.

«Главный вопрос – кадры. Кто будет тьютором? Откуда вузы их наберут? Из кого? Вторая проблема – бюрократия. Даже в очень успешных российских вузах не все так гладко, как кажется со стороны, и вся «инновационная деятельность» – чаще всего спущенные сверху идиотские указания. Такие, например, как привлечение иностранных специалистов, но без соответствующего бюджета. Инновации становятся в образовании двойной профанацией: кадров нет, главное – отчитаться, на этом все заканчивается», – подытожил преподаватель АНХ.

Текст: Михаил Бударагин
23 января 2013, среда
RR RR
«Дебильный коэффициент» в образовании

Опубликовано распоряжение правительства: в России запланировано поэтапное, с указанием точных чисел, сокращение числа вузов, студентов и преподавателей

После длинных новогодних каникул профессиональное учительское сообщество познакомилось со своеобразным новогодним поздравлением российскому народу: за подписью Дмитрия Медведева на сайте правительства опубликовано распоряжение от 30 декабря прошлого года за №2620-р (http://правительство.рф/gov/results/22263/) с таким названием: План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Одно из ключевых слов документа — «услуги». Общая форма для названий разделов такова: «Изменения в дошкольном (общем, профессиональном, дополнительном образовании), направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту».

Эта «дорожная карта», расписывающая грядущие изменения в 2013–2018 гг., — замечательный пример, на котором можно объяснить смысл крылатого выражения «медвежья услуга».

Принятые недавно Госпрограмма развития образования на 2013–2020 гг. и закон «Об образовании» вызвали резкую критику, но массовых протестов не было. Объяснение простое: охотников проштудировать 400 страниц специфического текста немного. В отличие от упомянутых документов, «дорожная карта» короче, а ее квинтэссенция — «показатели эффективности предлагаемых изменений» — всего несколько страниц. Но это намного-намного сильнее «Фауста» Гете. Это надо читать. Анонимные создатели «дорожной карты» продемонстрировали фантастические таланты.

В документе не предложено ни одной идеи о светлом будущемни о содержании образования, ни о подготовке кадров, ни о современных средствах обучения. В свете «Плана Путина» о создании 25 млн высокотехнологичных мест к 2020 году это странное проявление законченного диссидентства. Брошен и иной вызов публично заявленным государственным планам: в «дорожной карте» запланировано присутствие одного российского университета в числе сотни лучших вузов мира. Лишь в 2018 году планируется присутствие в сотне-двух наших университетов. Но президент-то заявил, что должно быть пять!

Еще в Госпрограмму был заложен полностью бессмысленный параметр: децильный коэффициент. Комментаторы в интернете среагировали моментально, назвав этот показатель эффективности «дебильным коэффициентом». При наличии в документе явной дури следовало бы его отозвать. Этого не произошло. Хуже того, разработчики «дорожной карты» сохранили децильный коэффициент: это «отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена». Здесь замечательны и стилистика, и неоднозначность алгоритма расчета, и полная бессмысленность коэффициента. Зато каков масштаб! Впервые в мировой истории с точностью до 0,01 отслеживается состояние школьного образования на одной восьмой части суши. Дорожная карта предписывает и вектор, и темпы прогресса — динамика дебильного коэффициента такова: 2013 г. — 1,82; 2014 г. — 1,74; 2015 г. — 1,7; 2016 г. — 1,66; 2017 г. — 1,62; 2018 г. — 1,58.

Идея «дорожников», несомненно, претендует на абсолютную победу — главный приз Шнобелевской премии в номинации «Самая опасная дурь». Ну, а в том, что «вертикаль власти» заставит всех бороться за плановые показатели, сомневаться не приходится.

Большое внимание уделено и международным рейтингам в рамках исследований PERLS, TIMSS, PISA. Здесь также установлен ежегодный рост плановых показателей. Неясно, правда, как можно этого добиться в условиях ускоряющейся деградации системы образования. Разумно было хотя бы для приличия озаботиться тем, чтобы в результатах содержалось требование уметь читать и регулярно читать книги. А еще — иметь навыки вычислений и умения решать арифметические задачи. Без них о математике в школе придется забыть.

Но предусмотрены иные — радикальные структурные и кадровые решения. Поэтапно, с указанием точных дат будет заметно сокращаться число вузов, студентов и преподавателей. Нормы эксплуатации учителей и преподавателей резко возрастут. Существенно повышается плотность числа школьников на душу учителя и числа студентов на душу преподавателя. Это при медленном повышении зарплат работников высшей школы и стабилизации зарплат учителей на уровне 100% от средней по региону.

Очевидно, что ввиду отсутствия стратегии и тактики экономического развития страны вся предложенная цифирь — результат чисто бухгалтерского подхода, исходящего лишь из стремления к сокращению расходов. О том, что в эпоху экономики знаний главное — инвестиции в прогресс (а это точечные профессионально продуманные проекты), никто не думал. Не думали «дорожные карточники» и о том, что при волевом сокращении появится множество «лишних людей» (не самых добродушных), для которых нужно создавать рабочие места.

На первый план усиленно выдвигают проблему «отцов и детей»: задан поэтапный рост числа молодых учителей и преподавателей. Нас ждет бессмысленное и беспощадное «избиение старцев», на смену которым придут выпускники вузов «с наличием признаков неэффективности».

Анонимные «дорожные карточники», подготовившие документ, оказали медвежью услугу и президенту Путину, и премьеру Медведеву. Дорожная карта убедительно доказывает, что имеющаяся система принятия решений на высшем уровне глубоко порочна. Под крайне сомнительными государственными документами, содержащими явную чушь, стоят визы многих структур, они одобрены правительством. Тот факт, что эти документы утверждены, означает, что в России система защиты от дурака и непрофессионала рухнула. (Уровень коррупции показывает, что рухнула и система защиты от жулика.)

Все нововведения модернизации образования (ЕГЭ, стандарты, подушевое финансирование и т.д.) справедливо вызывали резкую критику. Оставалась, однако, надежда: а вдруг «реформаторы» обладают каким-то сокровенным знанием? С появлением «дорожной карты» стало очевидно: система образования двигалась и будет двигаться на полной скорости в тупик. Модернизация образования, ориентированная на производство услуг, — это медвежья услуга всему российскому народу, причем в особо крупных размерах.

Что делать?

Ясно, что имеющаяся система принятия решений, касающихся образования (и не только его!), должна быть оперативно изменена, и самым решительным образом. Ясно также, что при существующей крайне высокомерной и самоуверенной власти, при власти, безответственной и не признающей ошибок в принципе, это не произойдет само собой. Следовательно, неотложная задача — организация массового протеста против проводимой образовательной политики. К этому есть мощные стимулы. «Хотите ли, не хотите ли, но прежде всего мы родители» — родители, ответственные за судьбы собственных детей и внуков. Существует и такое важное понятие, как профессиональный долг — долг учителя, преподавателя, ученого, журналиста. Сегодня ответ на вопрос «Существует ли в России гражданское общество?» во многом зависит от того, способно ли это общество остановить разрушение системы образования.

Первый шаг понятен: необходимо создать прецедент — добиться отзыва так называемой Госпрограммы и «дорожной карты» развития образования. Мотивировка на поверхности: «ввиду наличия явных признаков очевидной дури».


Александр АБРАМОВ, член-корреспондент РАО

Постоянный адрес страницы >>>>
Есть 2 новых сообщения
У вас нет прав, чтобы писать на форуме, .