Сообщения за сегодня
Активность на форуме
1 час назад
2 часа назад
RR добавляет сообщение в теме Повезло
3 часа назад
3 часа назад
RR добавляет сообщение в теме Готовим шашлык!
3 часа назад
Онлайн 2
Нет пользователей
Были за 24 часа
Статистика
Тем 5 073
Сообщений 170 440
Пользователей 2 459

Гончарный промысел

Просмотров 17707 Сообщений 43
15 февраля 2008, пятница
Nikso Nikso
Сосуды-головоломки. Это сосуды с сюрпризом, который выявляется, как правило, при прямом употреблении (типа «напейся, но не облейся»). Согласно исследованиям А. Т. Калинина, секреты таких «потешных» кубков были известны русским мастерам гончарного дела. В частности, такие кубки изготавливались на Измайловском стекольном заводе, основанном в 1668 году специально для изготовления посуды для царских нужд. В наше время мастером по изготовлению сосудов-головоломок является житель села Заолешенка Суджанского района Курской области Юрий Спесивцев. Технологические секреты наших предков Юрий Степанович сочетает с собственными изобретениями в гончарном деле.

Подробнее об интеллектуальных играх читайте
http://www.intelgame.ru/doc/251.htm
16 февраля 2008, суббота
Сталкер Сталкер
Наука и жизнь №3 2005
http://www.nkj.ru/archive/articles/1111/
А. Калинин


Перевертыши вошли в жизнь и сельских жителей, например в Курской губернии. Местные гончары забавляли покупателей оригинальными солонками. На фотографиях внизу показаны две фигурки: кошка и собака. На самом деле это снимки одной и той же солонки. Солонка-кошка, если ее наклонить, превращается в солонку-собачку. Соль при этом не высыпается. Сегодня производство этой игрушки возродил в городе Судже Курской области знаменитый гончар Юрий Степанович Спесивцев.

Чем Суджа привлекла японцев

Дома у потомственного гончара из Суджи Юрия Спесивцева глиняных поделок немного. «Около 20 экземпляров», – говорит он. В гончарной мастерской их куда больше. «Правда, моих здесь очень мало, – признается мастер. – В основном это работы студентов». И начинает доставать из коробов керамику: игрушки, свистульки, посуду.

Секретные сосуды Юрия Спесивцева объездили весь мир
Сосуды-головоломки

Народный мастер России, член Союза художников, цехмейстер объединения мастеров «Суджанский гончарный цех», член Союза художников Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО. Все это звания Юрия Спесивцева. О нем писал журнал «Наука и жизнь», в книге «Русские и зарубежные сосуды с секретом» ему посвящена целая глава.

– Отец был гончаром, – вспоминает свое первое знакомство с промыслом Юрий Степанович. – Помню, пришел к нему в мастерскую на кирпичном заводе и был шокирован. Сыро, с потолка капает…

Чтобы приобщиться к престижной по тем временам профессии, приходилось много работать. До гончарного круга допускали далеко не сразу. Сначала ученик должен был в течение 4 лет быть, что называется, на подхвате: месить глину, рубить дрова для обжига изделий, сушить посуду.

Вскоре Спесивцев стал известен на весь Советский Союз. Его работами заинтересовался исследователь народного искусства Иван Федоров. «В 1987 году по Центральному телевидению показали сюжет про нас, суджанских гончаров, – вспоминает Юрий Степанович. – Программа вышла в эфир 1 апреля. Иду по деревне, все меня поздравляют с теледебютом. Ага, думаю, так я вам и поверил – передачи-то не видел. А потом пришло письмо от Федорова, посмотревшего этот сюжет. Он написал, что давно интересуется народными промыслами, но впервые услышал о суджанском, который показался ему интересным. Я съездил в Москву, познакомился с ним».

В свое время Спесивцев мог уехать в Оксфорд, где ему предлагали дать мастер-классы студентам. Но его банально не выпустили: молодой, талантливый и неженатый – этого оказалось достаточно для отказа в выдаче визы. «Вместо меня путешествовали мои поделки, – говорит мастер. – Выставки проходили в Америке, Японии, Франции, Германии, Польше, Швейцарии...»

В последнее время Юрий Степанович отошел от изготовления игрушек. Основное направление его работы – всевозможные сосуды (кувшины, вазы, кружки). Почитатели его таланта признаются: жаль, что гончар оставил игрушки. Ведь были они у него оригинальные. Например, солонки-перевертыши. Смотришь на нее – кошка. Но стоит наклонить – лошадь.

– У меня и сосуды непростые, – успокаивает Спесивцев. – Скорее головоломки. Например, чашки со сквозными отверстиями. Нужно еще понять, как из нее пить, чтобы не облиться. Может, благодаря этим поделкам и появилась фраза «По усам текло, а в рот не попало». Весь секрет в том, что нужно закрыть определенные дырочки, тогда останешься сухим. В каждом таком сосуде свои секреты. В древности так развлекались не только простые люди, но и царские особы. Да и сейчас у меня заказывают кружки с секретом для застольных развлечений. Скажем, в этой чашке под ручкой находится дырочка, ее нужно обязательно закрыть. В сосуде проходит канал, по которому жидкость поднимается, и надо пить через носик. Но это сразу не получится, потому что вверху замаскировано еще одно отверстие. Скажу сразу – это самая простая головоломка... Можно сделать с несколькими каналами, перекрытиями внутри чашки... То есть в один сосуд можно налить водку и вино. И, в зависимости от предпочтений, можно выпить то, что больше нравится. Главное – догадаться, откуда какая жидкость потечет.

Поделки мастера в коллекциях иностранцев

Коллекционеры целенаправленно скупают поделки Спесивцева. Так, на выставке в Москве гончарные работы вызвали неподдельный интерес немцев, американцев, французов… Но больше всего сосудами и оригинальными игрушками заинтересовались японцы. «Это были профессор и несколько аспирантов, – вспоминает Спесивцев. – После них остальным специалистам нечего было делать у моего лотка. Жители Страны восходящего солнца забрали самое лучшее. Это нация, которая очень тонко чувствует керамику».

До нас дошло немного исторических сосудов с секретами. Виноват обычай, когда полагалось пить вино вдвоем или всей компанией из общего кубка, а потом бросить его об пол и топтать ногами со словами: «Да будут так попраны те, которые имеют намерение посеять между нами несогласие и вражду». Так же поступали, выпив вино, и жених с невестой на свадьбе.

В XVII веке стеклянные сосуды с секретами делали для царя и знати. У простого народа были глиняные потешные кувшины и кружки. Гончары продавали чаши-головоломки за две цены: одну назначали за сам кувшин, а другую, побольше, – за «секрет».

Самым известным сосудом с секретом в СССР были кружки «Напейся, но не облейся». Их делали с конца 40-х до 70-х годов. Чаши были настолько популярны, что даже участвовали в телепередачах. В викторине «Что, где, когда?» знатокам предлагали напиться из такой кружки. Однако магистры интеллектуального казино не смогли отгадать секрета.

В прошлом году в Москве в крупнейшем Музее декоративно-прикладного и народного творчества прошла персональная выставка Юрия Спесивцева «25 лет за гончарным кругом». «Скажу без лишней скромности – интерес экспозиция вызвала большой, – улыбается Юрий Степанович. – Ее посетили художники, архитекторы, скульпторы. Поддержать меня пришли куряне, давно живущие в столице. Они настолько прониклись керамикой, что все хотели потрогать, подержать в руках. На выставке каждый экспонат приклеивали к тумбе. Так посетителей это не остановило – оторвали!»

Марина РОМАНОВА
16 февраля 2008, суббота
RR RR
СПЕСИВЦЕВ ЮРИЙ СТЕПАНОВИЧ

Потомственный гончар. Народный мастер России,
Член Союза художников и международной ассоциации изобретательных искусств
АИАП ЮНЕСКО.
Заведующий отделением «Художественная керамика»
Суджанского музыкального училища.
Цехмейстер Суджанского гончарного цеха,
преподаватель Замостянской средней школы

Потомственный гончар. Родился 10 марта 1963 г. в сл. Заолешенка Суджан-ского района Курской области. Окончил в 1980 г. Суджанскую среднюю школу №1. Трудовую деятельность начал с 1981 г. в качестве ученика в гончарном цехе Суд-жанского кирпичного завода. С 1985 по 1990 гг. бригадир, а затем мастер гончарно-го цеха. В 1988 г. комиссией по народному искусству при Союзе художников РСФСР ему присваивается звание Народный мастер России. С 1990 г. преподает в Замостянской средней школе основы традиционной народной керамики. В 1991 г. организует школьное объединение «Молодежная артель гончаров», которое стано-вится своеобразным центром по сохранению русских ремесленных традиций.
В 1992 г. по инициативе Ю.Спесивцева при Суджанском отделе культуры создаются керамические мастерские, на базе которых затем образуется Центр реме-сел города Суджа. С 1998 г. при поддержке директора Суджанского музыкального училища А.С.Фесенко создает отделение ДПИ и НП, в котором Ю.С.Спесивцев преподает основы исполнительского мастерства. Является, заведующим отделения ДПИ и НП, председателем предметно цикловой комиссии.
Ю.С.Спесивцев участник городских, областных, межобластных, региональных, всесоюзных, всероссийских выставок и фестивалей народного творчества. За-рубежных: в Японии, США, Польше, Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии. Он также является участником Всероссийских, областных конференций и семинаров по проблемам декоративно-прикладного и народного искусства. Активно занимается сохранением народной культуры Суджанского района. Им впервые открыт и исследован изразцовый промысел сл. Гончаровки, найдены уникальные сведенья о печных изразцах в исторических документах. Опубликовано более 40 статей, очерков, в книгах, газетах и журналах по проблемам народного искусства и возрождению ремесел и промыслов. В 2002году становится членом Союза художников России и Международной Ассоциации, изобразительных искусств - АИАП ЮНЕСКО. Зани-мается изготовлением: гончарной посуды, фигурных сосудов, скульптур малых форм, глиняных игрушек, изразцовой и церковной керамики Суджанского керамического промысла. При его активном участии мастера промысла на рубеже веков образуют в г. Судже уникальное объединение «Суджанский гончарный цех», какой ставит задачи по сохранению старинных гончарных традиций. Ю.С.Спесивцев избирается Цехмейстером творческой группы мастеров этого необычного объединения. Награжден: медалью Лауреата второго Всесоюзного фестиваля народного творчества Москва 1988 г.; Памятным знаком «За Труды и Отечество» Курск 2004г.; медалью «Выставка. 60лет Победы» Москва 2005г.; Дипломами Союза художников России, ГРДНТ, Курского ОДНТ, Комитетом по культуре Курской области. В 2003г. энциклопедия «Лучшие люди России» в разделе Родины славные сыны помещает материал о Ю.С. Спесивцеве, как о одном из подвижников и талантливом мастере Курской земли.

Творческие работы мастера хранятся в музейных и частных коллекциях в России и за рубежом. Деятельность Ю.С.Спесивцева способствует сохранению народных традиций Курского края. По его предложению проводится в г. Суджа Праздник Святого Георгия - покровителя Курских гончаров, а в городе Курчатове фольклорного праздника «Батюшка Егорий».
Ученики Ю.Спесивцева продолжают и развивают традиции керамического искусства, четверо из них стали народными мастерами России, многие трудятся в керамических мастерских разных городов России.
16 февраля 2008, суббота
RR RR
""
17 февраля 2008, воскресенье
RR RR
[CENTER]Ю.С.СПЕСИВЦЕВ
"25 ЛЕТ ЗА ГОНЧАРНЫМ КРУГОМ"
1981-2006 г
[/CENTER]
19 февраля 2008, вторник
Olga Olga
А еще Ю.С.Спесивцев принимает активное участие в регулярно устраиваемых конкурсах детского рисунка в качестве эксперта-жюри в 4 муниципальных образованиях - Уланок, Борки, Плехово и Махновка.
19 февраля 2008, вторник
Nikso Nikso
А лично знаком кто-нибудь с Ю. Спесивцевым?
19 февраля 2008, вторник
RR RR
Лично нет, но я его практически каждый день вижу, он мимо моих окон проходит. Но в последнее время, что-то не встречал его.
20 февраля 2008, среда
MoralL MoralL
Я учился в Замостянской школе в которой он предподавал, возможно и сейчас предподает.
20 февраля 2008, среда
Olga Olga
А для чего нужно личное знакомство?
Может смогу чем помочь?
Жизнь нас иногда сталкивала в одних кругах.
20 февраля 2008, среда
Nikso Nikso
Рядом с Вами живет такой интересный человек. Разве не интересно с ним познакомиться? А он знаком с Sudga.ru?
20 февраля 2008, среда
RR RR
Нет, скорее всего он не знает.
20 февраля 2008, среда
Olga Olga
Он произвел на меня впечатление человека, не умеющего общаться с новыми технологиями. Но это мое личное мнение.
20 февраля 2008, среда
RR RR
Он произвел на меня впечатление человека, не умеющего общаться с новыми технологиями. Но это мое личное мнение.
Это точно
26 февраля 2008, вторник
Nikso Nikso
Гончаром суджанский мастер Юрий Спесивцев стал не сразу. Он пометался в выборе между городом и поселком, отцовским древним ремеслом и вполне понятным собственным желанием как-то выделиться, сказать что-то свое в этом мире. А потом вдруг понял, что можно совместить, объединить противоречивые желания, и тут-то он и выбрал свою, единственную, дорогу. Вернулся из Курска в Суджу, вернее, в свою родную слободу Гончаровку.... полностью по ссылке http://www.goodnews.kursknet.ru/number/29-07-99/30.sht
Есть 2 новых сообщения
У вас нет прав, чтобы писать на форуме, .