Сообщения за сегодня
Активность на форуме
10 часов назад
RR добавляет сообщение в теме Доживём до пенсии
1 день назад
1 день назад
RR добавляет сообщение в теме Новости "Windows"
2 дня назад
3 дня назад
RR добавляет сообщение в теме Отморозки
Онлайн 3
Нет пользователей
Были за 24 часа
Статистика
Тем 5 076
Сообщений 170 729
Пользователей 2 463

История сёл и деревень Суджанского района.

Просмотров 74859 Сообщений 60
7 июня 2012, четверг
leonid-basov0 leonid-basov0
Большое спасибо за такую информацию про с. Плёхово.
7 июня 2012, четверг
Master Master
Не прошло и полгода...:lol:
7 июня 2012, четверг
Элис Элис Награда Подарок За героическую уборку снега
Лучше позже,чем никогда...
21 января 2015, среда
dovganlara dovganlara
Добрый день! Очень хотелось бы узнать историю Ржавы и Шелеповки, а так же их учебных заведений. Заранее благодарю
8 июня 2015, понедельник
omona omona
Надо же..Спасибо автору за большую работу. Я много гуглила, но информации в инете ноль. Мой отец родился в Ивнице, детство и юношество жил в Камышовке. Моё детство в летний период прошло в уже умирающей Камышовке ( последний раз я там была 1997 году), но воспоминания всё равно потрясающие. На лето к бабушкам и дедушкам слеталась молодежь из Харькова, Курчатова, Брянска, Орла, ну и я из Латвии. Я была белой вороной, многое для меня было экзотикой, но очень приятной. До сих пор помню запах травы, полей. Помню долгую дорогу от жд станции (не помню название станции) до Камышовки. Боже, как это было далеко и через несколько холмов. Надо мной все смеялись, так как я не знала, что такое "гарбузы":) В последнее время там уже не было электричества. Раз в неделю приезжала авто лавкас хлебом. Помню все дома, заброшенный колхоз, правда, название колхоза, насколько мне память не изменяет, "Новая жизнь" ( в вашей хронике как-то иначе). Деревня действительно была вдоль болотистых мест, заросших камышами. Был деревянный мост, который уже при мне доживал своё последнее. Дом моих дедушки и бабушки был первым на пригорке. В деревне проживало много людей по фамилии Середины, собственно, эту фамилию я и ношу. Бабушка была Родюкова. Двоюродный брат Юра, к сожалению, трагически погиб в Камышовке. Устраивая с ребятами последний летний вечер перед отъездом по родительским домам, его убило током в том же заброшенном колхозе. Сам он был из Суджи. Сейчас моя тётя живет в Махновке, где я тоже была неоднократно, но Камышовка имеет большое место в моей жизни. Жаль, что всё это закончилось.
8 июня 2015, понедельник
Струков Виктор Струков Виктор Авторитетному мореходу Авторитетному грибнику
omona:

...... Жаль, что всё это закончилось.
Ну почему закончилось!??? Суджа цветет и пахнет..Окрестности тоже целы.А если суждено было колхозам умереть, то туда им и дорога..Два нормально все!!
8 июня 2015, понедельник
omona omona
"А если суждено было колхозам умереть, то туда им и дорога..Два нормально все!!"
- ничего себе подход....кажется я начинаю понимать, почему импортозамещение и русский человек - это разные вещи.
Возделана должна быть земля. Процветать и развиваться должна. У вас невероятно плодородная земля и говорить "да туда им дорога, колхозам!", ау, вы чё?!
8 июня 2015, понедельник
RR RR
Скорее всего это "естественный отбор"... слабые погибают, сильные выживают... ну как в дикой природе. Времена сейчас такие sad
9 июня 2015, вторник
Струков Виктор Струков Виктор Авторитетному мореходу Авторитетному грибнику
omona:

......
Возделана должна быть земля. Процветать и развиваться должна. У вас невероятно плодородная земля и говорить "да туда им дорога, колхозам!", ау, вы чё?!

Согласен с заявлением, что плодородная земля должна быть возделана и приносить пользу - прибыль тем, кто ее возделывает..Но, советский колхоз не та организация и способ технологии земледелия, которая может быть эффективна и рентабельна в использовании этих природных сельхозбогатств на этой черноземной земле,..Да тут работать нужно и думать, а не сидеть, как, вспоминаю, в моем детстве, колхозниками с лопатами и вилами до обеда около конторы в ожидании наряда...И по-хрен им все было, что на полях творится..Нельзя так. !!! Чтобы был рентабельный эффект на этой земле, нужен не колхоз, а грамотный хозяин с мозгами и деньгами...
31 марта 2016, четверг
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!

Моя книжная полка: Дорошкова Г.С.

В книгах собраны материалы об истории Суджи. Это биографии и воспоминания суджан, газетные материалы о событиях, происходивших в Судже и стране в различные времена, много старых и современных фотографий.
Некоторые из этих книг есть в Суджанской детской библиотеке и библиотеке школы №1.
Книга 1
Книга 2
Книга 3
Книга 4
Книга 5
Книга 6
Книга 7
Книга 8
Книга 9
Книга 10
Добавлено спустя 12 минут
Книга 11
Книга 12
Книга 13
Книга 14
Книга 15
Книга 16
Книга 17
Книга 18
Книга 19
Книга 20
Добавлено спустя 14 минут
Книга 21
Книга 22
Книга 23
Книга 24
Книга 25
31 марта 2016, четверг
RR RR
Спасибо Вам, такую большую работу провели. Столько труда вложено.
Спасибо Вам большое!!!
23 ноября 2016, среда
Vitamin Vitamin
ДГС:

Моя книжная полка: Дорошкова Г.С.

В книгах собраны материалы об истории Суджи. Это биографии и воспоминания суджан, газетные материалы о событиях, происходивших в Судже и стране в различные времена, много старых и современных фотографий.
Некоторые из этих книг есть в Суджанской детской библиотеке и библиотеке школы №1.
[spoiler=Книга 1]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 2]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 3]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 4]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 5]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 6]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 7]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 8]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 9]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 10]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 11]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 12]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 13]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 14]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 15]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 16]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 17]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 18]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 19]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 20]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 21]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 22]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 23]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 24]
""
[/spoiler]
[spoiler=Книга 25]
""
[/spoiler]

Есть возможность почитать книги в интернете?
27 августа 2017, воскресенье
SkyWolf SkyWolf
Добрый день, суджане!
Может есть в архивах города Суджи или других мест информация о проживавшем в с. Черкасская Конопелька в 19 веке и начале 20 века Шмите(Шмидте), владельце имения, в котором находится сейчас бывший "дом инвалидов", а теперь длинная аббревиатура, обозначающая психоневрологический диспансер. Спасибо. После него владельцами были Мальцев (?), затем купец из Суджи Саломатин, Соломатин. Спасибо.
7 сентября 2017, четверг
t_a_t_a t_a_t_a
Село Уланок
взято с сайта - http://ulanok.rkursk.ru

Отдаленное прошлое села Уланок закрыто завесой неизвестности. Заселение там и сям на пространстве служат свидетелями событий давно минувших дней и современниками стародавнего времени.
Точная дата возникновения села Уланок, к сожалению, не известна.
Самое первое упоминание поселения датируется 1641 годом. Существует несколько версий, по которым село получило свое название. По одной из них, поселение получило название Уланок – в честь храбрых улан, полк которых долгое время здесь размешался. Из источников, которые обнаружил Ю.С. Спесивцев, при основании места Суджа в середине XVII века казацкая слобода Уланок являлась сотенным местом Сумского казачьего полка и управлялась сотником, который имел власть, как над казаками, так и над гражданским населением. Еще до строительства Суджанской крепости в 1664 году, казаки проживали не только в месте Суджа, но и ближайших от нее местах, которые именовались казацкими слободами, так проживали в них исключительно казаки и их семьи. Но не всякий малороссиянин мог быть казаком. Для этого требовались в первую очередь личные качества: способность владеть оружием и виртуозно управлять конем, отправлять военную службу, требовалась ловкость, удальство, крепость и выносливость физических сил. Кроме этого казак должен был иметь при себе два коня, саблю, ружье, пистолет, седло и казацкую одежду. А так же, нужен был запас продовольствия, как для казака, так и сено для лошади. В силу этих обстоятельств казаки разделялись на два класса собственно казаков, какие несли воинскую службу и подпомошников, какие помогали им в обеспечении всем необходимым для службы. Простые казаки имели обычно две три семьи подпомошников, которые занимались чаще всего, какими либо ремеслами: кузнечным, гончарным, устраивали пасеки, мельницы, а также и крестьянским трудом. далеко не все подпомошники были далеки от военного дела. Многие из них владели разными видами боевых искусств и при необходимости могли возводить фортификационные сооружения, казачьи засеки, сторожки и другие укрепления. Старые опытные казаки с малых лет обучали своих детей боевым искусствам, владению конем, все это делало жизнь в казачьей слободе достаточно обособленной и отличающейся от жизни в простом крестьянском селе.
Первоначально место Суджа, а затем и город имел только одну казачью сотню Сумского казачьего полка, в ней было служилых казаков 62 человека. С ростом военного значения города увеличивалось и число казаков. Так в середине XVIII века их было уже не одна, а две сотни. В первой сотне сотником был Иван Давыдов. Под его началом было два есаула, один атаман, один хорунжий и 41 казак. В сотню входили казаки из села Мартыновка 7 человек, всего 53 казака. Вторую сотню возглавил сотник Иван Подольский, в ней был один атаман, один хорунжий, два есаула и 31 казак. Кроме того, в эту сотню входили казацкие слободы Воробжа 7 казаков, Черкасское Поречное 7 казаков, Казачья Локня 5 казаков, Уланок два казака. Всего в сотне было 57 человек. Таким образом Уланок с момента своего образования был казачьей слободой, которая возникла в середине XVII века и в таком положении оставалась практически до конца XVIII века. В связи с военным положением количество казаков все время то увеличивалось, то уменьшалось. Так, например, в 1678 году их было 431 человек. В 1765 году казачьи полки были распущены во время царствования Екатерины второй, как и казачьи управления полками на местах. В 1767 году те места, где исконно проживали казаки и их семьи, какие могли предоставить грамоты о земельных наделах данных за службу были оставлены как войсковые казачьи слободы. Это войсковые слободы: Воробжа, Уланок, Черкасское Поречное, Казачья Локня и слобода Мартыновка, в которой жители не имеют жалованных грамот, поскольку они выкупили эти земли у казаков. В середине XIX века войсковая слобода Уланок становится волостным селом, поскольку оно было достаточно зажиточным и добротным селом. Очень интересные сведения об истории войсковых слобод собрал в своей книге А.И. Терелецкий «Исторические заметки о городе Суджа и его уезде» (Курск 1894 г).
Очень интересную историю о селе поведал уроженец города Суджа, член географического общества СССР – А.А. Шустов. По его словам, в 1778 году австрийский император послал русской царице Екатерине II подарки. Из Вены в Петербург обоз с ценным грузом продвигался по участку дороги Сумы – Суджа – Курск по старому Миропольскому шляху. В это время в Суджанском уезде действовала шайка дерзких разбойников и головорезов, под предводительством атамана Кулика. Разбойники были хорошо организованы и пользовались поддержкой среди местного населения, так как грабили они в основном местных помещиков и купцов, держа всех богатых в страхе и ужасе. По версии А.А. Шустова, разбойники приметили ценный обоз еще в Юнаковке, и с этого времени искали удобного случая для внезапного нападения. Разбойники напали на царский обоз в районе Кучеровских лесов. Застав охрану обоза врасплох, часть сопровождающих разбойники убили, часть разоружили, обоз разграбили и скрылись в неизвестном направлении. Улов был очень богат: среди похищенных вещей были большие венецианские зеркала, хрусталь, фарфоровые сервизы, золотые и серебренные украшения. Разгневанная царица, узнав о нападении на ее обоз, наказала Орловского губернатора, которому она поручила доставку обоза в Петербург. И повелела в Суджанском уезде поставить специальный полк Улан (легкая кавалерия) «до полного искоренения разбойников и злодеев». И хотя через некоторое время разбойников все же уничтожили, а самого атамана Кулика публично казнили на площади в Судже, похищенные ценности так и не удалось вернуть царице. Эти события сильно взбудоражили всех жителей уезда. Место, где стоял полк Улан, за долгое время пока, ловили и искореняли банду разбойников, превратилось в село, которое стало называться – Уланком. И хотя банду разбойников уланы уничтожили, слухи об украденных ценностях еще долгое время тревожили умы многих местных жителей. У этой версии есть один пробел. Дело в том, что первое поселение, скорее всего, возникло намного раньше этой истории, в середине XII века, (а это примерно за сто лет до этого случая). Поэтому возможно спустя сто лет, когда в селе по приказу императрицы появились уланы, село просто изменило свое название. И стало называться честь уланов – Уланком.
По другой версии, Уланок в переводе с украинского языка - село у поля (ланы – поля). Село образовали украинские казаки. Образование села относится приблизительно к середине XVII века, ко времени героической борьбы украинского народа за независимость под руководством гетмана БогданаХмельницкого.
После обидного поражения украинских казаков под Берестечком, был заключен тяжелый для казачества мирный договор. Воодушевленные победой, польские помещики, вернувшись на Украину, очень жестоко мстили крестьянам, участвующим в восстании. Спасаясь от расправы и преследования, селяне массами уходили на левый берег Днепра и дальше в пределы Русского государства. Территория Украины, находившаяся под польской властью, быстро пустела. Но в то же время украинское население быстро заселяло плодородные просторы в верховьях Северного Донца, Сейма и Псла. На этих территориях быстро возникали десятки новых украинских слобод, которые со временем образовали Слободскую Украину, в нее входили Харьковская и Сумская области.
Основываясь на существование в Суджанском уезде, в частности, на Уланковском поле (в настоящее время под селом Пушкарное) курганов-насыпей, следует полагать, что местность эта разделяла общую участь со всем, Курским краем, а именно: она неоднократно с X по XVI века была опустошаема татарскими набегами. Об этом свидетельствуют старинные татарские монеты и украшения, найденные в соседнем селе Борки.
С XVII века местность эту мало помалу начали заселять малороссийские казаки, или, как их тогда называли, Черкассы. В основном - это были выходцы - переселенцы из разных мест Юго-Западной Руси, преимущественно: Львовской, Киевской, Полтавской и Черниговской областей.
Обстоятельства, влиявшие на переселение этих людей из Юго-Западной Руси, были церковно-политического характера.
Известно, что в XVI и XVII веках были тяжелые времена для православных Юго-Западной Руси. Подпавши в политическом отношение под власть литовско-польских князей, Юго-Западная Русь и в религиозно – церковном отношении должна была испытать тяжелые бедствия. То было время кровавых гонений, воздвигнутых литовско-польскими князями и католической унией на заднепровское православие. С появлением иезуитов в польско-литовском королевстве в 1561 году православные крестьяне, состоявшие в подданстве у Польши, подверглись страшным притеснением. Те из русских, которые не соглашались на измену своей отцовской вере, были лишены там всех прав и гражданских преимуществ: их мучили в судах, жилища предавали огню, даже сами храмы отдавали на откуп жидам. В то время, говорится в наказе (1645г.) волынским послам: «Вера греческая терпела такое насилие в католическом христианском государстве, в вольной и свободной Речи Посполитой, которого не испытывали греки – христиане в неволе поганской: церкви, монастыри и кафедры были отняты у православных, свободное отправление богослужение было запрещено им, и бедные христиане умирали без таинств, православным запрещено хоронить публично».
Достаточно вспомнить имена Иосафата Кунцевича и Ипатия Поция – злейших врагов православия. Чтобы судить о том положении, в каком находились православные Юго-Западной Руси; первый из них отнимал церкви и монастыри у православных, а второй гонитель православия в своем фанатизме доходил до того, что заключал в тюрьму православных священников, другим брил бороды и головы, нередко в сопровождении слуг врывался в храмы православных, собственноручно обдирал престолы, грабил церковную утварь и уносил с собой святые антиминсы.

Доверие до крайности такими мерами, стесненные в своих религиозных и гражданских правах, православные Юго-Западной Руси, спасая свою жизнь и веру, начали переселяться из польских владений за Днепр, сначала поодиночке или семьями, а потом целыми массами и сотнями семей.
Московские цари охотно и с любовью принимали к себе этих страдальцев православия, частично с выгодами для своего царства.
В грамоте от 14 мая 1641года царь Алексей Михайлович о Черкассах, или малороссийских казаках, писал следующее: «Они из Литовской стороны в наше Московское государство пришли для того, что польские и литовские люди их крестьянскую веру нарушили, и церкви Божьи разоряют, и их избивают, и жен и детей разбирая в хоромы, поджигают, и дворы их, и всякое строение разорили и пограбили. И мы, великий Государь, жалея, что они, Черкассы, православная крестьянская вера греческого закона и видя их от поляков в изгнании и в смертном посечении, велели их принять под свою царскую и высокую руку и велели устроить их». Известно также, что после Берестечского поражения (1651 г.)10 тысяч казаков Острожского полка убежали за границу и просили Московского царя позволить им поселятся на Московской земле. Вслед за Острожским полком начали переселяться на Московское государство и из других мест Юго-Западной Руси. Менее чем за полгода на пространстве от Путивля до Осторогожска появились уже многие слободы, из которых образовались города и богатые местечки: Сумы, Лебедянь, Белополье, Короча и другие.
К 1654 году число переселенцев казаков достигло 80 тысяч. Эти выходцы казаки селились на окраинах Московского государства, в том числе, несомненно, и в нынешнем Суджанском уезде. Селились они, обыкновенно, отдельными слободами, которые с течением времени, с приростом населения, были укреплены и превращены в города. В одной из грамот Петра I, данной 1 сентября 1705 года на имя полковника Сумского полка Андрея Герасимовича Кондратьева, про первоначальных поселенцев Черкасов или казаков говорится так: «В прошлых годах деды, отцы, братья и родственники их под нашу высокодержавную руку по сею сторону Днепра пришли и теми новоприхожими Черкассами построены города: Суммы, Суджа, Мирополье, Краснополье, Белополье и к тем городам – уезды, села и деревни». Здесь под селами и деревнями, построенными в прошлые годы недалеко от Суджи, можно разуметь близ лежащие к городу местности, заселенные теми же выходцами казаками, каковыми местностями могли быть Уланок, Черкасская Конопелька и другие селения, находящиеся от Суджи на 8 -10 верст (9-11 км.)
Кроме того, в дарственной грамоте, данной царем Алексеем Михайловичем, в числе других селений, коим пожалованы некоторые льготы, упоминается и Уланок, как самостоятельное село Суджанского уезда, Сумской провинции. Именно к этому времени (царствование Алексея Михайловича 1645 – 1676 годы) и надо относить окончательное образование Уланка, как отдельного села. Первоначальное население его составляли все те же выходцы - Черкассы из нынешних мест Юго-Западной Руси, преимущественно: Киевской, Львовской, Полтавской и Черниговской областей. Об этом можно судить на основании фамилий, которые носят теперешние жители Уланка и раньше носили их предки: Литовченко, Гетманенко, Загоруйко, Ярмоленко (известная Ирина Ярмоленская, основавшая монастырь в селе Загайцы Кременецкого уезда), Радомской (г. Радомь), Юрченко, Дорошенко (гетман), Белик (местность в Полтавской области), Череповский (Череповка местность в Черниговской области), Кочубенко, Хижняк и другие. Все эти фамилия, встречающиеся с первых страниц приходских метрических книг, несомненно, получили свое название от имени и названий гетманов, воевод, местечек и городов прежнего Литовско-Польского королевства. По метрическим книгам приходской церкви все жители Уланка первоначально писали черкашинами, а потом до 1848 г. войсковыми обывателями, с 1862 года пишутся казенными или государственными крестьянами.
Как велико было первоначальное число жителей в Уланке, достоверно сказать нельзя, но уже в межевых книгах Уланка, составленных в царствование императрицы Елизаветы Петровны (1741 – 1761годы), в Уланке насчитывалось сорок дворов «малороссиян или войсковых обывателей». В 1800 году по исповедным приходским книгам в селе уже значилось 99 дворов. Где проживало 678 человек мужского пола и 630 – женского.
В то время население Уланка состояло из 294 дворов: 1027 человек мужского пола и 1016 – женского.
По словам старожилов, во времена царской России в Уланке планировали на реке Псел даже сделать свою гидроэлектростанцию. Однако жители села Борки были категорически против такого проекта, так как в результате строительства гидроэлектростанции уровень в реке резко поднялся бы и затопил бы огороды жителей.
Численность населения Уланковского сельсовета по состоянию на 01.01.2017 года составляет – 498 чел.Добавлено спустя 10 минутЛегенды и были села Уланок

15 декабря 2006 Курская правда - http://www.kpravda.ru/article/region/003357/

Сегодня много говорится о возрождении российских сел, но как правило в будущем времени. Немало надежд связывается с реализацией национальных проектов. Но сел и деревень, откуда люди стремятся уехать, а не наоборот, по-прежнему большинство. Потому-то и удивляешься, увидев настоящую сельскую идиллию. Все это непривычно в нашей глубинке – асфальт вместо непроходимой грязи, в которой вязнут даже тракторы, храм с подсветкой, уютный ресторан…
Были всегда предприимчивыми
- Уланок – в некотором смысле «визитка» нашего района, — не без гордости замечает глава Суджанского района Николай Ильин. – Всегда с удовольствием показываем его гостям.
Жизнь в Уланке сегодня бьет ключом. И хоть проблемы демографии не обошли стороной и этот населенный пункт, но его пополняют новоселы, несмотря на то, что цены на жилье здесь достаточно высоки. Три года назад в село пришло «голубое топливо».
- Люди у нас добрые, гостеприимные, с открытым сердцем, — говорит глава Уланковского сельсовета Ольга Макарова. – А сколько у нас талантов! Поют — заслушаешься, вышивают — залюбуешься.
Пообщавшись с жителями села, с этим трудно не согласиться.
А еще здесь помнят историю своей малой родины: от древности до наших дней. И есть, чем гордиться…
…В семнадцатом веке здесь обосновались выходцы из дальних мест. К этому периоду относятся первые исторические сведения об Уланке. Известно, что поселение было названо в честь храбрых улан, полк которых здесь долгое время размещался.
У многих уланковцев дома хранятся уцелевшие предметы старины. Немало накопилось старинной домашней утвари, рушников, писем. Администрация сельсовета давно задумывалась о создании музея. Ждут своего часа экспонаты. Возможно, уже к Новому году этим планам суждено воплотиться.
Много интересных фактов из истории села собрал учитель Федор Никифоров, ныне покойный. На основе этих документов его дочь Людмила издала в Болгарии, где она сейчас живет, книгу о родном селе.
… А недавно в Уланок пришло письмо… от «односельчан» из Сибири. Его написала директор сибирского Улановского краеведческого музея Раиса Воропаева.
В письме рассказывается история сибирского села, чтобы ее узнали жители нашего Уланка, многие из которых, оказывается, имеют родственников в далекой Сибири.
Уже после отмены крепостного права, в 1889 году тридцать предприимчивых местных семей выехали из Курской губернии в путь. Дорога была долгой и трудной, и часть переселенцев осела в Тобольске, Тюмени… Шестнадцать семей доехали до Томской губернии, где основали новое село и назвали его в честь своей малой родины Уланок. Время изменило окончание, и теперь сибирское село зовется Улановка.
Новоселы облюбовали место в глухой тайге, где уже были основаны несколько заимок. Переселенцы работали на заимщиков: пряли, пахали, сеяли. Землю под пашню с огромным трудом отвоевывали у тайги.
Первое время приходилось жить в банях у заимщиков и в балаганах, то есть в легких временных постройках. Но суровая сибирская зима требовала добротного жилища.
Первый дом стоит в Улановке и поныне.
Малиновый звон возрождения
Немало красивых историй, которые, кстати, находят подтверждение в документах, связаны с храмом Рождества Христова. Белая, с золотыми и голубыми куполами церковь – уникальное произведение зодчества девятнадцатого века.
У нынешнего храма было два предшественника. О первом, к сожалению, не сохранилось документальных свидетельств. Известно только, что это была деревянная церковь. Когда-то давно она сгорела. Новая церковь, тоже деревянная, была приобретена в Сумах в готовом виде. Назвали храм в честь Рождества Христова.
К середине двадцатых годов девятнадцатого века церковь обветшала, и селяне задумались о строительстве каменного храма. Замысел этот удалось осуществить только спустя десятилетия. Новый храм строился одиннадцать лет на средства прихожан, и наконец 17 сентября 1862 года колокольный звон позвал селян на молитву.
Храм, который строили всем миром, стал отрадой и гордостью села еще и потому, что престол в нем сделали не из обычных досок, а из специально привезенных с горы Афон. История эта связана с именем иеромонаха Геронтия, который родился и вырос на курской земле. Он принял постриг в Киево-Печерской лавре, откуда удалился в тихую пустынь на святую Афонскую гору. В ту пору как раз заканчивалось возведение каменной церкви в селе Уланок, и строившие ее прихожане пожелали иметь в новом храме престол из тех деревьев, из которых некогда был сделан Животворящий Крест Господу нашему Иисусу Христу.
Трудновыполнимую просьбу священник Уланка изложил в письме, адресованном иеромонаху Геронтию на Афон. И какова же была радость селян, когда священную ношу — кипарисные доски и несколько кедровых и певговых — по морю доставили из Греции в Одессу, а затем в Суджу.
Так в храме Рождества Христова появился престол, о котором мечтали уланковцы, а куски и стружку, оставшиеся от святых кедров и кипарисов раздали на память прихожанам.
Долго новая каменная церковь радовала прихожан, но в годы всеобщего неверия в селе Уланок колокола смолкли на десятилетия.
Сегодня в храме снова воздаются молитвы. Двенадцать лет уланковцы восстанавливают божий дом. Как встарь, всем миром, не без помощи, конечно, меценатов. Начали в 1988 году при активнейшем содействии Борковского священника Николая Германского. И в июне 1997 года православные снова собрались в уланковском храме на богослужение.
В настоящее время в храме ведутся внутренние реставрационные работы. Профессиональные ученые-реставраторы – постоянные гости села Уланок. Студенты Харьковской академии искусств и дизайна буквально по сантиметру восстанавливают настенные фрески, выполненные когда-то венецианскими мастерами.
Храм не только постепенно обретает свой первоначальный облик, но стал еще краше. Церковь Рождества Христова села Уланок первой в области была оборудована ночной подсветкой. Тот, кто видел ровный мягкий свет, исходящий от храма на спящий поселок, уже не забудет эту картину.
В церкви несколько святынь: древняя икона Рождества Христова, пожертвованная еще в старый храм крестьянином Федором Долгим, икона Святителя и Чудотворца Николая, также древней живописи, икона Божией Матери «Экономисса», написанная в Москве.
Одна из самых почитаемых реликвий – чудотворный образ Пасовской или Цареградской иконы Божией Матери. Доподлинно ее происхождение не установлено, но специалисты указывают на ее греческие корни. Об этом свидетельствуют некоторые элементы, не характерные для русской иконографии. Так, Богородицана Цареградской иконе изображена с непокрытой головой.
Долгое время святыня была собственностью рода Никофоровых, прихожан храма. После того как она подарила исцеление дочери титулярного советника Ивана Никифорова, весть о чудотворной иконе разнеслась по окрестным селам. Верующие приходили испросить у Пресвятой Богородицы исцеления и утешения. В 1850 году сын помещика Петр Никифоров пожертвовал икону церкви.
Икона «Пасовская-Цареградская» была выкрадена из церкви много лет назад. Недавно древняя святыня вернулась в свой храм. Ее, обнаруженную далеко за пределами села в частной коллекции, выкупил известный местный благотворитель Владимир Семиноженко.
Именитый гость
Вице-премьер-министр правительства, заметная личность в истеблишменте Украины, Владимир Семиноженко частный гость в селе Уланок. Неслучайно его огромный в полстены портрет висит в кабинете Петра Исаенко, генерального директора агропромышленного альянса, созданного на территории Суджанского района.
В 2003 году Владимиру Семиноженко присвоено звание «Почетный гражданин села Уланок». Немало преобразований в селе совершилось при его непосредственном участии, в том числе и восстановление храма. В этой церкви Владимир Петрович венчался.
Здесь, в Уланке, родилась его мать, здесь похоронены его дедушка и бабушка. А сам Владимир Петрович частый гость в селе, где в детстве проводил каникулы, рыбачил с местными ребятишками, делал первые акварельные эскизы. Почетный житель Уланка даже купил здесь домик, в котором с удовольствием проводит время, пишет великолепные пейзажи одного из живописнейших уголков Курской области.
Владимир Петрович не только известный политик, но и крупный ученый в области физики и математики, талантливый художник, член украинской Академии художеств. Кроме того, он искусный фотограф и прекрасно поет. Неслучайно, видно, говорят, талантливые люди талантливы во всем.
Глава Уланковского сельсовета Ольга Макарова показала нам множество фотографий. На одних Владимир Петрович вручает призы на конкурсе детского рисунка, который периодически организует в селе. На других ставит свечи в храме.
- Недавно Владимир Петрович подарил нашему социальному центру медицинское оборудование, — Ольга Акимовна проводит нас по кабинетам, оснащенным современной медицинской аппаратурой. – Побольше бы таких благотворителей российским селам.
Красный день календаря
Есть такая старинная быль. Перед смертью старик позвал всех своих сыновей, дал им по прутику и попросил: «Сломайте». Сыновья без труда исполнили волю отца. Тогда старик собрал все прутья воедино и предложил попробовать еще раз. Сколько сыновья ни бились – ничего не вышло.
Вот так и часть населенных пунктов на территории Суджанского района объединились в агропромышленный альянс. Базовым стал бывший колхоз «Заря» — территория села Уланок.
Объединение включает в себя пять муниципальных образований, 11 населенных пунктов, в которых проживает более 5000 жителей.
Успешной деятельностью одного из ведущих в нашей области агропромышленного объединения во многом и обусловлено процветание села Уланок. «Агроальянс» был создан в 2003 году, и за это время инвестировал в социальную сферу более 120 миллионов рублей.
- Основные виды деятельности «Агроальянса» — производство и переработка сельскохозяйственной продукции, товарное рыборазведение, природоохранная деятельность, — рассказывает генеральный директор объединения Петр Исаенко. – Сейчас, когда наше объединение включено в национальный проект, перед нами открылись новые перспективы.
Заканчивается строительство репродуктивного цеха при свинокомплексе, ведутся исследования врастениеводстве.
Часть средств, вырученных от реализации сельскохозяйственной продукции, идет на природоохранную деятельность живописных мест в пойме реки Псел. Зимой наполняются кормушки для диких животных. За порядком на лесных просторах следит штат егерей.
К 9 мая в этом году в трех селах «Агроальянса» — Борки, Спальное и Уланок — были установлены памятники односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. А в прошлом году ко дню села в Уланке было приурочено открытие монумента «Обелиск Жизни» – работа украинского скульптора Богдана Мазура.
Уланковцы негласно переименовали скульптуру в «Аистов», и по ставшей уже доброй традиции новобрачные теперь возлагают цветы к подножию обелиска, который венчают две каменные птицы – символы любви и счастья, а не ездят, как раньше, на таможню к «Самовару».
Кстати, день села – особый праздник в Уланке. Приурочен он к престольному — в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, а также иконы Божией Матери Цареградской. В летописи Уланка эта дата появилась по воле его жителей несколько лет назад, а местные депутаты соответствующим постановлением утвердили законную основу нового праздника.
- По традиции к каждому дню села приурочено какое-то радостное событие, — рассказывает Ольга Макарова. — В 2003 году подарком уланковцам стало благоустройство центральной площади, 30 сентября 2004 года открылся социальный центр. В прошлом году ко дню села заасфальтировали улицу, а в этом году отреставрировали здание бывшей церковно-приходской школы под библиотеку.
Покидая гостеприимное село, думала о том, что, к сожалению, процветающие российские села сегодня все еще редкость. И все-таки если есть в нашей глубинке такие оазисы, значит, есть и надежда на возрождение.Добавлено спустя 17 минут1
7 сентября 2017, четверг
SkyWolf SkyWolf
t_a_t_a:

казаки, или, как их тогда называли, Черкассы. В основном - это были выходцы - переселенцы из разных мест Юго-Западной Руси, преимущественно: Львовской, Киевской, Полтавской и Черниговской областей.

местности, заселенные теми же выходцами казаками, каковыми местностями могли быть Уланок, Черкасская Конопелька
предки: Литовченко, Гетманенко,
Здравствуйте. Благодарю Вас, t_a_t_a smile
вот, что удалось узнать за прошедшее время:
1. Суджанский Гетманенко - жил в Нальчике, советский воин-подводник
2. 1958 377
Дело по представлению Суджанского мирового съезда о необходимости разверстания земли в имении помещика ротмистра Н.О. Шмит в с. Черкасская Конопелька
24 октября 1864 г.- 21 июня 1866 г.
Источник
3. Источник
В результате под Курском возникла особая Черкасская слобода, где поначалу, видимо, проживали одни украинцы. На территории современной Курской области в топонимике до сих пор сохранились следы некогда проживавших здесь Черкасов: наряду с селами Русское Поречное, Русская Конопелька существуют Черкасское Поречное и Черкасская Конопелька.

Украинцев, зачисленных на службу по охране границ Российского государства, власти старались обеспечить всем необходимым для налаживания быта и ведения хозяйства. Лучших из них награждали «поместным и денежным жалованьем». Сохранились сведения о 160 «отличившихся на русской службе» черкасах. По отношению к русским служилым людям вообще, и к курским стрельцам и казакам в частности правительственная политика была совсем иной. О тяжести и опасности службы говорят их челобитные на имя царя с просьбами освободить от части налогов вследствие «бедности и татарского разорения»[16].

Несмотря на созданные для украинцев льготные условия проживания на Курской земле, их служба была непродолжительна. Многие из них, даже сменив подданство, продолжали вести себя как вольные казаки, а не как служилые люди русского царя.

К этому времени относится одна из самых драматичных страниц в истории курских украинцев — «измена черкас». Летом 1641 г. ими была предпринята попытка вернуться на родину. Вероятно, они решили, что могут возвратиться в свои родные места в надежде на спокойную жизнь после всех войн и восстаний в «Литовских землях». В большей степени бегство черкасов было обусловлено распространившимися в Курске слухами о готовящемся избиении украинцев русскими служилыми людьми, что якобы было связано с отказом русским в «государевом жаловании» и с все возраставшими льготами для украинцев.

Инициаторами побега выступили Ивашко Холоденко и Лучка Вдовенко с братьями. 13 августа 1641 г. около 140 жителей курской Черкасской слободы с семьями на подводах спешно бежали в Польшу. Русские власти сочли это «изменой», а инициаторов побега — «бунтовщиками». За ними в погоню бросились «дворяне и дети боярские». Беглецов настигли в 40 верстах от Хотмыжска. Сдаться добровольно черкасы отказались. Произошло кровопролитное сражение, в результате которого много украинцев погибло, а выживших вернули в подданство московского царя.

Расправа над «изменщиками» была ужасной. «Заводчиков» побега казнили, остальные участники после многодневных допросов в Москве были сосланы на Волгу в «понизовые города». Жены, дети, другие родственники этих черкасов были розданы в услужение курянам, скот угнан, подворья разграблены. В курской Черкасской слободе после этих событий опустело 133 двора.

Во избежание повторения подобных «измен» из Курска в 1647 г. по царскому указу было переселено еще 103 украинские семьи в г. Царево-Алексеев на р. Оскол. Им были выданы деньги «на дворовое строительство», на месте им предоставили «земельные и сенокосные угодья» [17]. Но небольшое количество черкасов переселяться не пожелало и осталось в Курске.
Есть 2 новых сообщения
У вас нет прав, чтобы писать на форуме, .