Сообщения за сегодня
Активность на форуме
2 часа назад
2 часа назад
3 часа назад
3 часа назад
SkyWolf добавляет сообщение в теме ПоручикЪ
3 часа назад
RR добавляет сообщение в теме Повезло
Онлайн 2
Нет пользователей
Были за 24 часа
Статистика
Тем 5 064
Сообщений 168 192
Пользователей 2 439

История сёл и деревень Суджанского района.

Просмотров 68521 Сообщений 60
16 июня 2011, четверг
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
Суджа не поскупилась на живописные места, о которых хочется сказать пушкинской строкой - очей очарованье...

Пожалуй, у каждого любителя природы есть свое заветное место, которое притягивает. Здесь вы прочитаете об общеизвестных дивных уголках живой природы - урочище Крейдянка, Лотохе, заповедном озере Клюквенник.

В далеком 1947 году преподаватель естествознания Казачелокнянской школы П. В. Мироненко организовал для юных друзей природы маленькую экспедицию в урочище Крейдянка. Когда-то там вовсю кипела жизнь, чего сейчас не скажешь. Результаты исследований краеведы тщательно записали и оформили в альбом. Получилась книга в одном экземпляре, переплел которую другой краевед Федор Прокопьевич Золенко (1901-1974), бывший начальник РОНО. У него есть собственные записи исследований замечательного места - Лотохи. Они также вошли в книгу-самиздат. А статья о памятнике природы озере Клюквенник - авторская работа учителя биологии средней школы №2 Зои Васильевны Нефедовой.
Краеведческие заметки о Крейдянке и Лотохе написаны более полувека назад. Прочитайте и сравните состояние этих мест в прошлом и настоящем.

Крейдянка

В 4 км от г. Суджи расположено урочище, называемое Кредянкой. Кредянка, или, вернее, Крейдянка, получила свое название от обнаженных пластов мела. Мел по украински называется крейдой. Здесь имеются полезные ископаемые - глина для гончарных изделий и залежи мела.

Толща мела уходит вглубь земли, надо полагать, на несколько метров. На площади гектара в два наблюдаются обнажения мела. Они используются местным населением в качестве материала для побелки жилищ и при покрытии соломенных крыш. Разработка мела для получения извести в настоящее время находится в самом зачаточном состоянии. Выход мела на территории Суджанского района имеется и в других местах: в районе Куриловки и далее к югу, вплоть до села Горналь, есть наличия мела под толщей глины и лесса в районе Гусинца.

Наличие меловых отложений говорит о том, что несколько десятков миллионов лет назад территория Суджанского района была покрыта так называемым Верхнее - Меловым морем, в котором и отложились залежи мела. После ухода Верхнее - Мелового моря, в третичный период отложения мела покрылись новыми отложениями, преимущественно песками и глиной, выходы которых также наблюдаются во многих местах; а в еще более поздний период, в четвертичный, во время ледниковых периодов образовались отложения лесса, являющиеся во многих местах нашего района подпочвенным слоем. Наличие лесса наблюдается на Гусинце, на склонах оврагов.

Наличие в районе большого количества оврагов - логов, или, по местному выражению, яров может быть рассматриваемо как остаток речек и ручьев третичного периода, оставшихся после высыхания Верхнее - Мелового моря. На Крейдянке находится черепичный завод. В настоящее время завод этот состоит в подчинении Курского управления промышленности строительных материалов. Завод построен в 1939г., но первую продукцию дал только в 1946г. Проектная мощность завода -1000000 черепицы в год. Обжиг черепицы занимает 7 дней. На заводе занято 57 рабочих, из них непосредственной выделкой черепицы занято 18, остальные заняты заготовкой глины, дров, воды, стройкой.

Норма выработки в день 1250 штук; успевают вырабатывать по две нормы, но беда в том, что бывают частенько дни, когда в силу различных неполадок выделка черепицы совсем не производится. Перебои в работе сказываются на заработке рабочих. Получка за выполнение одной нормы составляет для прессовщика 17 руб. 33 коп., а в среднем в месяц он получает от 700 до 900 руб.; неквалифицированные рабочие (сушильщики, подносчики) получают в среднем 400-500 руб. в месяц. В ближайшем будущем предположено увеличить количество печей и расширить их объем. Изготовленная продукция отпускается на различные стройки в Курск, Обоянь, Белгород. Ряд зданий, восстановленных и вновь построенных в Суджанском районе, кирпичом этого завода.

Для изготовления черепицы используется специальная горшечная глина.

Непосредственно к Крейдянке примыкает Холодный яр, или урочище Сагайдачное. Урочище получило свое название так потому, что в нем постоянно чувствуется прохлада, а второе название урочищу дано по фамилии владельца леса в дореволюционное время - Сагайдака. В настоящее время здесь в лесу водятся волки, вой которых ежедневно слышен по вечерам и ночью; водятся также зайцы, барсуки, лисицы, ласки. В прежнее время было много белок, но 10 лет назад белки почти исчезли. Исчезновение белок объясняется появлением в этих местах куницы. Из пресмыкающихся водятся неядовитые змеи - серый уж и медянка, и ядовитые - серая и черная гадюки. Размеры их в среднем около полуметра. Старожилы рассказывают, что при разработке мела была обнаружена нора, в которой находился скелет - позвоночный столб какой-то змеи размером около 3-х метров.

На Крейдянке водится много мелких певчих птиц; из хищников водятся кобчики, коршуны, ястребы, совы; из породы голубей и сейчас водится горлица; более крупный голубь витебень сейчас исчез; исчезли и водившиеся здесь тетерева. Лет 20 - 30 назад здесь встречались козы. Их появление объясняется так: когда-то помещик Лещинский в своих лесах у села Битыця Сумской области имел заповедник, в котором наряду с другими животными водились и козы. Когда ограда заповедника разрушилась, козы разбрелись по лесам. Некоторые из них проникли в район Крейдянки, а затем, очевидно, были уничтожены волками.

П.В. Мироненко, участник ВОВ, был в плену. После войны он был первым учителем в Судже с высшим образованием, рисовал картины маслом (у его соседки Евдокии Сергеевны Петренко сохранилось 3 картины).
Выпускной класс Замостянской школы. Пётр Васильевич Мироненко (3р.5м.).
16 июня 2011, четверг
Master Master
Sprinter, и всё таки кнопочки спасибо не забывайте нажимать раз вам так всё нравится...
19 июня 2011, воскресенье
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
Лотоха – царство лилий и кувшинок.

Латоха или Лотоха - так называется небольшое урочище в 3 км от г. Суджи. Название свое Лотоха получила от обилия водных лилий и кувшинок, растущих на р. Суджа, омывающую её с трех сторон (кувшинки и водяные лилии по местному называются лататьями).

Общая площадь, занимаемая Лотохой, - 60га, под лесом – 53,9га, под сенокосом – 3,1га, пашни – 0,3га, воды – 1га.

Преобладающие породы деревьев: дуб, осина, ольха, клён. Лотоха представляет с 1943г. запретную зону, здесь строго запрещается производить порубки деревьев.

Лотоха имеет водоохранное значение. Она является естественным озеленением для г. Суджи, расположена между населенными пунктами Замостье, Подол, Куриловка, Махновка. Население г. Суджи и этих сел в летнее время посещает Лотоху, чтобы отдохнуть и повеселиться. Рыбаки здесь ловят рыбу, охотники находят в Лотохе достаточное количество дичи.

Наиболее распространенными являются здесь такие звери, как волк, лисица, выдра, норка, заяц, изредка попадается куница. Волки, как самые хищные звери, приносят значительный вред населению. Они истребляют гусей, телят и прочий скот. Их характерный вой можно здесь услышать не только в зимнее время, но и в летние и осенние ночи.

Лисицы за годы войны значительно размножились, и в Лотохе их можно было встретить довольно часто. Лисицы, в отличие от волков, не живут стаями, даже самцы и самки держатся вместе лишь столько времени, сколько необходимо для размножения. Но все-таки в урочище, вследствие обилия пищи и других благоприятных условий, лисицы встречаются в большем количестве, чем в других местах района.
Куница - небольшое хищное животное. В Лотоху куницы забегают из миропольских лесов Сумской области. Мех куницы с верхней Стороны темно-бурый. Горло и нижняя часть шеи окрашены в светло-желтый цвет. Зимой окрас темнее, чем летом. Мех куницы - самый дорогой из всех мехов, добываемых в нашей местности. Самым распространенным зверьком в нашем районе, в том числе и в Лотохе, является заяц. Хотя, по существу, заяц является жителем полей, однако на день он уходит в кусты и там находит убежище от врагов. В зимнее время в поисках пищи заяц нередко покидает лес и становится добычей охотников.

В последние годы значительно размножилась в Лотохе по берегам реки выдра. Речная выдра живет в норе с двумя выходами, из которых один находится под водой, а другой - на поверхности. Выдра замечательно плавает и ныряет. Главной ее пищей является рыба. Обыкновенно выдра на охоту выходит после заката солнца и занимается рыбной ловлей всю ночь. Питается выдра, кроме рыбы, также лягушками, мелкими птицами, водяными крысами.

Ф.П. Золенко 1948г.
19 июня 2011, воскресенье
Master Master
Давно я там не был, а раньше красотища была...
20 июня 2011, понедельник
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
Реликт ледникового периода – озеро Клюквенник.

Озеро расположено на территории лесопитомника Маховская дача. Оно имеет почти округлую форму (около 300 метров в диаметре, глубину - до 5-6 метров). Вода очень темная из-за толщи торфа на дне, прозрачная и мягкая.

Озеро имеет свободное зеркало и сплавину (остров, плавающий по поверхности), на которой представлена своеобразная, не свойственная Курской области растительность.
У берегов Клюквенника обитают различные виды растительности: осока, камыш лесной, вербейник обыкновенный, деребенник иволистный, береза пушистая, ольха клейкая, тростник, рогоз с ивняком, горей земноводный, вахта трехлистная, сфагнум, клюква четырехлепестная, душица. Встречаются росянка круглолистная, сабельник болотный.

На свободном зеркале озера растут кувшинка белая и четырехгранная. Вблизи озера в лесных низинах с березой пушистой найдены два вида плаунов - булавовидный и годичный (последний - большая редкость).

Все растения - реликты послеледниковой эпохи.

В прибрежных зарослях гнездятся 34 вида птиц, в том числе водяная курочка, малая выпь, утки, камышовки и другие. В прилегающем к озеру лесу живут редкие насекомые: жук-олень, бронзовка медная, усачи, бабочки (павлиний глаз, махаон, зорька, черный аполлон), встречаются черный муравей, березовый пилильщик, рогохвост, шершни. Гнездящихся птиц насчитывается более 70 видов, в т.ч. ворон, удод, дятлы, козодой, аисты, серая цапля.

Вечнозеленый кустарничек - клюква четырехлепестная с нитевидными ползучими стеблями 15-80 см длины, листья кожистые, яйцевидные. Цветки пониклые, со светло-пурпурными лепестками, собраны по 2-3 на концах веточек. Красные шаровидные ягоды съедобны. Они богаты витамином С, бензойной кислотой. Имеют применение в народной медицине как жаропонижающее и противовоспалительное средство. Цветет в мае - июле.

Многолетнее зеленое растение росянка круглолистная - энтомофаг, 10 - 20 см в высоту, с лежащей на земле прикорневой розеткой листьев и малоцветковым колосовидным соцветием. Округлые листья имеют многочисленные коричнево-красные подвижные железистые волоски, выделяющие клейкую жидкость, к которой приклеиваются мелкие насекомые. и перевариваются ею. Цветки белые с 5-ю лепестками и колокольчатой 5-раздельной чашечкой. Цветет в июле - августе. Встречается на сплавине. Лекарственное растение. Такие препараты, как «Дрозерин», полученные из росянки круглолистной, применяются для понижения давления у больных гипертонией, также применяются при заболеваниях желчного пузыря в народной медицине.

Многолетнее ползучее растение - плаун булавовидный 5 - 20 см в высоту. Листья мелкие, оканчивающиеся бесцветным волоском. Спороносные колоски булавовидные, желто-зеленые, располагаются по одному - три на длинной, покрытой листьями ножке. Созревание спор в июле - августе. Лекарственное растение. Его споры используются для присыпки при ожогах, для обсыпки пилюль.

3. Нефедова, учитель биологии средней школы

Плавающий остров.
Слово Александру Полину.

«В селе Нижнемахово Суджанского района есть уникальное озеро. Только тут, в его окрестностях и нигде больше в области растет совсем не характерная для Центрального Черноземья северная ягода - клюква. Именно поэтому его называют еще Клюквенным озером. Но есть и еще одна причина, по которой оно давно стало местной достопримечательностью. Даже в безветренную погоду от берега к берегу здесь мотается... нет, не просто клочок суши - настоящий остров, поросший травой, кустарником и деревьями. И площадь его достаточно велика - 0,6 гектара. Для примера, это чуть меньше стандартного футбольного поля.

Само озеро по историческим меркам совсем молодое, ему и 100 лет не исполнилось. Когда-то на его месте был просто толстый слой торфа. В начале прошлого века началась его разработка. На место вырезанного торфа стала быстро прибывать вода. Ее откачивали в соседнее озеро. Так продолжалось несколько лет. А в 1914-м году началась война, мужики ушли на фронт. Потом грянула революция. Торфяник забросили совсем. Со временем подземные ключи стали постепенно наполнять место разработок водой - так и образовалось озеро.

Наконец, через некоторое время местные жители с удивлением заметили, что на новом озере появился остров. Да не простой - участок суши двигался по водной глади. Но никакой мистики тут нет. Когда в начале прошлого века здесь срезали торф, весь пласт разделили на участки, буквально прорезав их водоотводами. А через несколько лет, после того как заброшенный торфяник затопило водой, один такой нетронутый квадрат оторвался и всплыл. А уже потом на нем выросли деревья».
21 июня 2011, вторник
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
О диких кабанах.

Статья из газеты «За коммунизм» 21 января 1978 года.

Техник по искусственному осеменению животных колхоза имени Кирова Александра Пащенко рассказывала:

—Однажды июньским утром, после дойки коров в лагере, мы шли домой через сосновый бор, что рядом с Борковской больницей, и вдруг увидели копавшегося в сосновой хвое большого кабана-секача. Он усердно выбирал личинки древесного жука, громко чавкал. Тогда я предложила: «Давайте хором крикнем!». Мы крикнули, да так громко, что по лесу пронеслось эхо. Но кабан не только не испугался, а поднял свое страшное рыло и уверенно зашагал на нас. Мы перепугались и с визгом пустились бежать под горку. Кабан же посмотрел нам вслед и вернулся на старое место.

Катя Польская, выслушав рассказчицу, воскликнула:

—Это что! Вот мы с подругой Шурой попали в переплет! Стояли теплые октябрьские осенние дни. Сахарная свекла была уже, убрана. От нечего делать мы с Шурой пошли в лес «Лубенец» собирать спелый терн. Захватили с собой по мешку. Придя туда, нашли между «Борковским Лубенцом» и кондратовским лесом большие рощи терновника, с которого лист уже осыпался, а ветви были густо облеплены плодами. Когда попробовали плоды терна, они оказались червивыми.

Шура предложила пойти в Кондратовский лес. Там, говорит она, есть, груша, которая поспевает поздней осенью. Плоды ее очень вкусные и крупные. Мы пошли полем со стороны села Кондратовки и по зарослям спустились в балку. Там нашли небольшую поляну, окаймленную густым орешником. На краю зарослей стояла гладкоствольная и стройная груша. Под деревом на траве валялась масса спелых плодов. Мы принялись их собирать и в этот момент услышали хрюканье поросят со стороны орешника.
Бросив собирать плоды, мы зашли в орешник и обнаружили яму глубиной больше двух метров. Края ее осыпались и на дне рос редкий и жухлый кустарник. Там забились в угол три сереньких поросенка и негромко хрюкали.

Недалеко от груши нашли не особенно толстую сухую ветку, опустили ее в яму. Шура спустилась по ней и поймала поросят. Она опустила их в мешок и завязала его бечевкой. Затем я вытащила мешок наверх.
И вдруг... с противоположной стороны поляны послышался треск сухого валежника и рычание. На поляне показался зверь. Бросив мешок, я побежала к груше, по гладкому стволу залезла до первых веток и закричала, чтобы Шура спряталась в бурьяне, что рос на дне ямы.

За свиньей бежало четверо, таких же, как и у нас в мешке, поросят. Свинья была с огромным рылом и взъерошенной дыбом щетиной грязно-бурого цвета. Она схватила зубами мешок, в котором были поросята, и начала трясти его из стороны в сторону, стараясь освободить пленников, которые визжали на весь лес. Но мешок был крепко завязан веревкой. Тогда она наступила ногой на один конец мешка, а второй конец рванула зубами. Мешок распоролся и поросята выскочили.

Освобожденные поросята, было присосались к соскам матери, но она злобно отбросила рылом малышей и поспешила скрыться со своим потомством в зарослях орешника.
Вот такая история приключилась.

Г. ПОЛЬСКОЙ.г. Суджа.
22 июня 2011, среда
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
Храмик в честь Троицы

В Духов день в Воробже состоялось редкое событие - здесь освятили часовню в честь праздника Святой Троицы. Верующие и неравнодушные к добрым новостям местные жители собрались на сельском погосте, чтобы стать свидетелями этого исторического дня и первыми помолиться в новых стенах сельского храмика.

Часовня сооружена на месте, где прежде стояла деревянная церковь, также именуемая в честь Святой Троицы, окончательно разобранная на строительство клуба в 1956 году. Фотографии старой церкви не сохранились, и пожилые воробжане с трудом вспоминают её померкший с годами облик. Многие годы верующие уходили из Воробжи на церковные службы в Уланок, а с недавнего времени - и в Чёрный Олёх, где открыт молельный дом.

О своём же потерянном в годы атеизма храме лишь тихо вздыхали и утешали душу воспоминаниями о былом, сохранившимся в памяти с детских лет. Прежний храм стоял на просторном месте в центре села, а когда был порушен, бывший церковный двор заняли под кладбище. Непосредственно на месте храма, а именно, алтаря, как утверждают знающие местные жители, образовалась захламленная яма, что и спасло святое место для возведения на нём будущей часовни.
Воробжане, мечтавшие о своей церкви, понимали, что на пожертвования прихожан её строительство не осилить. Однако идея поставить хотя бы часовню не оставила равнодушными многих односельчан. За осуществление светлой и давней мечты взялась организационная группа из 10 активистов. Работа закипела с прошлой осени.

«Мы подготовили обращения к односельчанам и выехавшим из села землякам с просьбой жертвовать на часовню, - рассказывает один из инициаторов благого дела Николай Егорович Пузиков. - Вскоре стали поступать деньги, местные жители, сколько могли, выделяли средства из своих пенсий, зарплат. Активно в этом поучаствовали земляки, обосновавшиеся в разных регионах России и ближнем зарубежье. Матрёна Андреевна Нестерова, ныне проживающая в Москве, пожертвовала 15 тысяч». Сам Н. Е. Пузиков никому не давал покоя, пока решался вопрос о начале строительства часовни, а когда дело пошло, постоянно находился на месте её возведения и работал, как и другие односельчане. Большой вклад в сооружение и обустройство часовни внесли Н. Г. Туков, О. П. Гусева и другие.

Троица считается первым летним праздником христианского календаря, знаменует начало лета, троицкую неделю называли зелёными святками. Инициативная группа задалась целью завершить строительство часовни именно к престольному празднику, что и произошло ценой больших усилий. Часовня, как поясняет словарь Даля, - это молитвенный дом или «маленький храмик без алтаря, где можно только служить часы, не литургию», представляет собой отдельное небольшое строение с иконами и лампадой.

На Руси часовни ставили на распутьи дорог, родниках или над престолом бывшей церкви, что и произошло в Воробже. Глава администрации Воробжанского сельсовета Сергей Григорьевич Соковой рассказал о других добровольных помощниках в возведении часовни: «Строительные материалы выделяли директор маслодельного комбината А. А. Королёв, председатель ОАО «Родина» Н. А. Андреев, начальник ДРСП Н. Н. Ильинов, помогал фермер из Беловского района В. П. Пигарев. Так общими усилиями и одолели стройку».

Часовня занимает площадь 7,5 на 5 метров, при её возведении не пострадала ни одна могила. «Сегодня впервые открылись двери часовни для прихожан, - рассказывает настоятель церкви в Уланке о. Александр, к приходу которого относятся и населённые пункты Воробжанского сельсовета. - Убранство её пока скромное - несколько икон, подсвечник, лампада, а со временем и другим обзаведёмся. Есть и небольшой хор певчих, словом, всё, что нужно для совершения службы. К празднику Троицы люди украсили часовню зелёными веточками, чувствуется, что для них это радостное событие».

Одну из икон подарила Матрена Семёновна Антоненко: «Она прежде в старом храме находилась, а когда всё выносить из него стали, наша семья и забрала икону Божией Матери, но теперь она вновь вернулась на прежнее место. Мы рады, что сможем прийти и помолиться в часовенку, отстоять службу, на больных ногах ведь далеко из Воробжи не уйдёшь».

Молебен на освящение часовни совершил благочинный Суджанского округа о. Евгений в сослужении священников. Он тепло поздравил воробжан со сбывшейся светлой мечтой, с тем, что у них теперь есть место помолиться, поставить свечу и пообещал передать в подарок несколько икон из Троицкой церкви Суджи. Одним из пожеланий было, чтобы «не оскудело усердие» воробжан в заботах о часовне, ведь хлопот ещё много - надо сделать цоколь, откосы и отмостки, выложить плиткой пол, окультурить место вокруг. Рядом с часовней установлена деревянная звонница, на которой пока подвешен маленький колокол, переданный железнодорожниками ст. Суджа, в дальнейшем надо бы поставить три малых и один большой колокола. На все нужны деньги, так что работа по сбору средств продолжится.

... Во время освящения часовни с неба над Воробжей слегка заморосило - это добрый знак. Помолившись и порадовавшись празднику, односельчане разошлись по домам с бидончиками и бутылками с освящённой водой.

И. ИНИНА. 17 июня 2011 г. «Суджанские вести»
20 августа 2011, суббота
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
На встречу с прошлым – в Машкино.

...На все четыре стороны от малой родины разбросала судьба односельчан деревни Машкино. В Сыктывкаре, Киеве, Курске, С. Петербурге и другой дали живут люди, в паспорте которых обозначено их место рождения в этой курской глубинке как вечное напоминание о своих корнях. В наши дни деревни практически нет, жизнь в ней угасла с отъездом людей в более цивилизованные места. Эту беду трудно пережить тем, кто в Машкино родился или долгое время жил. Помянуть счастливые и трудные деревенские годы, односельчан собрались машкинцы всех возрастов, отовсюду съехавшись на малую родину.

Обезлюдевшая деревня Машкино относилась к Ивницкому сельсовету, который, увы, с октября 2010 года вошел в состав Погребского. Машкино прежде составляли шесть улочек с колоритными названиями, на некоторых домов стояло немного, но проживающие в них семьи насчитывали до десятка и больше человек, как, например, Саклетовка из четырёх домишек. Деревеньку с прудом окружали живописные виды природы. Известно, что её первыми поселенцами были староверы, а название пошло от фамилии хозяина первого поставленного здесь дома.

Местными считаются фамилии Зеркаловы, Асеевы, Петровы и, конечно, Машкины. До революции в деревне действовала церквушка, при ней -церковно-приходская школа, в северной части располагался молельный дом. До Великой Отечественной войны в Машкино насчитывалось до тысячи жителей, семьи были большими - по 7-9 человек. Работали два колхоза - «Ударник», и «Новая жизнь», вошедшие позднее, как и соседние семь хозяйств, в один с центральной усадьбой в Ивнице. Кстати, при определении названия укрупненного хозяйства предпочтение отдали машкинскому - «Новая жизнь».

После войны население значительно убавилось: погибли ушедшие фронтовики, мученическую смерть приняли местные жители во время оккупации деревни в 1943 году. В послевоенное время только за 1952 год значится 800 жителей, далее число резко сокращалось, а последние 15 лет происходил массовый выезд людей из деревни, в чём их не упрекнёшь - не было рабочих мест, детям предстоял дальний путь в школу. В настоящее время Машкино представляет собой унылый вид покинутого людьми места, густо заросшего бурьяном. Усадьбы хозяева оставили на произвол всем ветрам - продать деревенские дома было невозможно. В брошенную деревню забредали мародёры, добытчики металла, прошлым летом здесь сгорело несколько домов. Не забытым и самым посещаемым местом осталось кладбище, куда ежегодно на Пасху съезжаются уроженцы деревни.

Земляки встречаются, коротко общаются и разъезжаются кто куда. И каждый раз просят друг друга: давайте встретимся и вспомним своё прошлое, односельчан. Александр Машкин (на снимке 3) покинул дом родной с уходом в армию в 1988 году, женился и поселился в селе Кромские Быки Льговского района. Он и занялся организацией встречи, после долгих контактов по телефону и был назначен день свидания -13 августа. Своё участие в ней подтвердили 57 односельчан, но приехали 42, остальные звонили и передавали приветы в день встречи.

После долгой дороги собрались земляки в доме культуры Ивницы. С утра съезжались машкинцы, узнавая, бросались в объятия, слёзы радости на глазах проступали у мужчин и женщин. Трогательное это было зрелище - крепкие рукопожатия, а чаще жаркие объятия продолжались вплоть до торжественной части встречи, по залу разносились короткие вскрики узнававших друг друга одноклассников, соседей. Четыре женщины солидного возраста обхватили друг друга за плечи, головы склонили в одной точке, рыдают - это одноклассницы повстречались 43 года спустя. Людмила Николаевна Ильина, в девичестве Таланова, смахивает слёзы и пытается говорить ровным голосом: «С Тоней, Аней и Машей мы не виделись 43 года! Как-то не получалось за это время встретиться. Я живу в Курчатове, уехала из деревни после школы, приезды на малую родину прекратились со смертью родителей».

Машкина Мария Ивановна (на снимке 1) 84 лет приехала повидаться с земляками из Кореневского района, где она обосновалась с 1988 года после смерти мужа. Плохо видит на один глаз, подводит слух, опирается при ходьбе на палочку, и, несмотря на нездоровье, не могла эта женщина упустить возможность повстречаться с земляками. «Отец мой Иван Петрович умер в 42-м, мать Наталья Козминична - в 58-м. В Машкино прошла вся моя жизнь, пережила войну, - рассказывает участница встречи. - Училась на трактористку, но работала в колхозе весовщиком, учётчиком, в поле. Жизнь трудной была, зато люди были добрыми и сердечными. Часто вспоминаю односельчан, местные поговорки, даже платья и голоса односельчанок припоминаю. Сегодня многих встретила и первая всех узнавала!».

Только голос ведущей прервал тесный контакт земляков и заставил всех присесть на кресла. Прозвучавшие со сцены стихи и песни помогли привести растроганные чувства людей в норму. Песни о деревне проникновенно исполнила одна из организаторов встречи Татьяна Алексеевна Терехова, выступили другие исполнители. Ведущая – супруга А. Машкина Любовь – попросила каждого машкинца назвать своё имя, дворовое прозвище. Организатор встречи коротко напомнил историю Машкино, его семья по крупицам собирает исторические сведения, и составили для всех прибывших памятные буклеты.

Желающие делились первыми впечатлениями о пребывании на малой родине. Шестопалов Николай Семёнович приехал из Сыктывкара. Ему 60 лет, из которых только школьные годы составляют недолгий период жизни в родной деревне: «Это были нелёгкие детство и юность, но память о деревне и земляках осталась добрая. Своим сыновьям всё рассказал о Машкино, сохраняю семейную икону. После школы, помню, давал знать о себе аппетит, и мы с ребятами срывали яблоки по дороге, на нас кричали хозяева, мол, ишь, богачи, а воруют; почему-то машкинцев считали богатыми». Николай Семёнович регулярно приезжал в деревню, пока живы были родители, на День Победы непременно приходил на митинг в Ивницу к памятнику замученным жертвам фашистской оккупации.

«В Машкино работали МТФ, ток, была проложена асфальтированная дорога, но жизнь оборвалась с перестройкой, - сетовал бывший глава комсомольской организации колхоза «Новая жизнь» председатель сельсовета Василий Павлович Машкин. - У деревни была перспектива, но всё вышло иначе, и люди разъехались. Испытываю чувство вины перед деревней, которую мы не сохранили». Сам «беглец» выбрал для жительства город Курчатов, но воспоминания о деревне не покидают, он навещает родные места, могилы предков, с гостинцами заходит к единственным обитателям деревни пожилым супругам Пиковец. Эти люди попрощались со всеми односельчанами и задержались в обезлюдевшей деревне до сего дня, но скоро и сами её покинут.

Машкинцы побывали в Ивницкой школе, где прошло весёлое детство, походили по комнатам, вспоминая, кто за какой партой сидел в классах, насчитывавших до 30 и более учеников. В новом учебном году в школе будут учиться всего 11 детей.

Часть прибывших на встречу земляков, располагавших временем, не побоялись дорожной пыли, диких зарослей и отправились в родную деревню. Больно кольнуло под сердцем при виде оголевшего столба без таблички с дорогим названием «Машкино», которую кто-то безразлично сорвал. Сориентировавшись, побрели сквозь заросли на места родных подворий, дошли до погоста, вспоминая свою деревенскую жизнь.

Продлить время пребывания хотелось каждому, земляки развели костёр на берегу пруда и снова делились нескончаемыми воспоминаниями, поминали ушедших из жизни односельчан, пели под гармошку. В этой дружной компании нашлись два гармониста, один из них - Александр Яковлевич Кухтин - без устали аккомпанировал певцам. Пели застольные, народные песни, те, что когда-то разносились по окрестностям еще населенной деревни. Музыкант-любитель особо почтил память погибших в оккупацию машкинцев.

Расставаясь, договаривались о следующей встрече. В планах машкинцев - видеться ежегодно и привлечь к этим свиданиям жителей других населённых пунктов бывшего Ивницкого сельсовета. Некогда богатый на население край постепенно пустеет, сейчас в его населённых пунктах едва наберётся две сотни жителей.

И. Демьяненко «Суджанские вести» 19.08. 2011..
18 сентября 2011, воскресенье
Nikso Nikso
ДГС;114404:

До 1928 года село Киреевка относилось ко Льговскому уезду, следующие два года - к Большесолдатскому, а в состав Суджанского вошло в 1930-м.....
Был там этим летом. На въезде в село информация -

""


Вблизи дом с табличкой

""


Стало интересно, уж не в честь ли этого Дьяконова, названо Дьяконово? Но ворота дома оказались на замке.

""


Позже выяснил на сайте www.warheroes.ru следующее.

Наводчик ручного пулемёта 415-го стрелкового полка (1-я стрелковая дививизия, 70-я армия, 1-й Белорусский фронт) комсомолец красноармеец Николай Дьяконов отличился в боях по уничтожению брестской группировки противника у населённого пункта Березувка (23 км северо-восточнее города Бяла-Подляска, Польша).

Разбитые и оказавшиеся в окружении части противника, стремились прорваться на запад. Путь им преградило подразделение, в котором служил пулемётчик Дьяконов. 28—29 июля 1944 года пятнадцать раз до батальона фашистов атаковали позиции подразделения, но каждый раз меткие очереди пулемёта Дьяконова вынуждали врага пятиться назад, оставляя на поле боя десятки трупов. Когда кончились патроны, отважный воин гранатами отбивал атаки фашистов. Вражеские солдаты обошли героя-пулемётчика с трёх сторон, стремясь захватить его в плен, но в это время подоспела помощь. В неравном бою пулемётчик Дьяконов истребил более 200 фашистских солдат и офицеров.

За проявленные мужество, отвагу и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года красноармейцу Дьяконову Николаю Максимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6993).

С 1950 майор Дьяконов — в запасе. Вернулся на родину. В 1953 году окончил Пензенскую сельскохозяйственную школу. Работал агрономом, бригадиром колхоза «Ленинский путь», председателем Киреевского сельсовета Суджанского района Курской области. Скончался 22 июня 1982 года. Похоронен в селе Киреевка.

ДГС;114404:

....На высоком месте Киреевки стоит в наши дни полуразрушенная церковь, её видно на несколько километров окрест. На реставрацию храма денег нет.

ДГС;114404:
[SIZE="4"][CENTER]Земля одна, события разные.[/CENTER][/SIZE]

Очень контрастно смотрелся современный американский комбайн John Deere рядом с остовом медленно разрушающегося русского православного храма. Что имеем, не храним(

""


""


""


""


""
18 сентября 2011, воскресенье
Фрида Крюгер Фрида Крюгер За Питерские репортажи За фоторепортаж За проявленный героизм! За Белгород!
Nikso;124429:
Очень контрастно смотрелся современный американский комбайн John Deere рядом с остовом медленно разрушающегося русского православного храма. Что имеем, не храним(

""

Ничего контрастного. Очень гармонично смотрится. Может, заграница нам поможет. Правильно сделали, что забросили. Всё заграничное лучшее!
18 сентября 2011, воскресенье
Master Master
Всё заграничное лучшее!
Немного не верно, наше не хуже, если бы не воровали и хорошо оплачивали труд изготовителей...
18 сентября 2011, воскресенье
RR RR
Немного не верно, наше не хуже, если бы не воровали и хорошо оплачивали труд изготовителей...
...Одно из исследований американских ученых касалось вопроса, почему хорошо русские делают такие высокотехнологичные вещи, как космические корабли, атомоходы, самолеты, военную технику, а бытовые приборы и автомобили – нет. Весь мир запускает спутники с помощью наших ракет-носителей, а до сих пор не ездит на "Ладах". Ответ оказался простым – русским это неинтересно, им нужен масштаб, действия, потрясающие мир, а изящные соковыжималки пусть клепают корейцы с малазийцами....

Полностью ТУТ.
18 сентября 2011, воскресенье
Фрида Крюгер Фрида Крюгер За Питерские репортажи За фоторепортаж За проявленный героизм! За Белгород!
Фрида Крюгер;124439:
Всё заграничное лучшее!
А я вообще так не думаю. Это я назло Никсо написала gigi
29 сентября 2011, четверг
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
Боры на реке Псле

Любят русские люди придавать сказочное происхождение своим родным местам! Вот и борковчане сохраняют предание: местность, где стоит село, в незапамятные времена было сплошь залита водой, целое море здесь разлилось, по которому и корабли ходили, а пристанью служила Прилепская гора. Когда вода ушла, выросли сосны, ели, непроходимые боры-дубовые леса. Всё же добрались сюда люди и поставили село - Борки.

Упоминание о нем встречается в летописях 1664-1665 годов: «Из-под ...саадачного шляху вышел (ручей) Ржавец прилепы и впал в реку Псёл против устья реки Суджи под Плёховым озером. На том Плёховом озере к реке ко Пслу новый починок (поселение) Плёхово, а строятся в том починке русские из разных городов прихожие люди. Выше того Ржавца прилепов на реке на Пеле мельница суджанского черкашенина (выходца из г. Черкассы) Мишки Басова. Против той мельницы на реке ж на Псле новый починок (поселение) Борки, в том новом починке строятся из разных городов прихожие люди»

Вероятно и название села происходит из природных особенностей местности: селились первые жители среди высоких лесов и густых дубрав - боров. Деревья вырубались, и на отвоеванной у леса земле ставились дома, возделывались поля. Первые поселения появились на улицах, до сих пор сохранивших изначальные названия, - Королёвка, Рябинщина, Бугор, Булаевка. Последняя улица Кукуй выстроилась в 1918 году.

В эпоху феодально-крепостнического строя жители Борок являлись крепостными государственными крестьянами. Здесь преобладало русское население с фамилиями Ивановы, Кошелевы, Барсовы, Кузнецовы, Польские, встречаются и украинские – Фесенко, Бабенко.
Борки находятся в 20 км от Суджи. Село стоит на небольшой возвышенности в окружении лесов, полей и лугов. Здесь протекает река Псёл.

Издалека виден храм

Пятиглавый каменный храм в Борках стоит на возвышенности и потому хорошо виден из ближних сёл - Плёхово, Уланка, Спального, Крупна. Упоминается о нём в метрических книгах за 1774 год и вполне возможно, что храм Знамения Богородицы в Борках существовал ранее этого времени.
В справочных изданиях курской епархии он записан как деревянный и без указания года постройки, в документах строительного отделения курского губернского правления сохранился рапорт архитектора Баумиллера об утверждении проекта на постройку каменной церкви в с. Борки, в 1886 г. состоялась закладка храма.

В 1898 г. пятиглавый каменный храм, выстроенный в византийском стиле, был освящен.
Сохранилось подробное описание внутреннего убранства храма. Правый престол посвящен св. Тихону Воронежскому, левый - чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Владимирская, главный иконостас - четырехъярусный, правый и левый - трёхъярусные. Все иконостасы выполнены из дерева, отделаны позолоченной резьбой. Главное богатство храма - древняя без стекла икона Знамения Пресвятой Богородицы, «сооружена сия икона в 1849 г. октября 20 дня пожертвованием местного священника Василия Быстрицкого и Иоанна Лукина Иванова и др. прихожан». Тщанием священника Ненарочного в 1901 г. в храме появилась икона Богоматери Владимирская в серебряной золоченой ризе с семью эмалиевыми звёздами. Евдокией Ковалевской в 1914 г. были пожертвованы иконы большого размера Иоасафа Белгородского и Серафима Саровского в золочёных рамах. В разных частях храма находились хорошей работы иконы большого размера в золоченых рамах, две иконы - пожертвование воинов. Имелись серебряные, позолоченные, медный, бронзовый кресты, несколько Евангелий, в том числе древней московской печати 1688 г. - малого размера в бархате с отделанными медью углами, и 1775 г. - в голубом бархате.

В описи 1920 г. перечисляются многочисленные серебряные сосуды, дарохранительницы, лампады, подсвечники. Храм имел 6 колоколов: тяжёлый весил 152 пуда, малый - 12 фунтов. После декрета 1918г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Знаменский храм действовал в соответствии с заключённым в ноябре 1920 г. договором между религиозным обществом и Уланковским волостным Советом, в 1922г. из храма были изъяты «крест серебряный напрестольный, серебряные ризы с икон, кадило, серебряный ковшик - всего 5 предметов весом 5 ф., а также монеты и серебряный лом весом 3 ф. 40 зол.». Малую часть из церковного убранства удалось взять местным жителям на хранение. В 1940 г. здание храма передается колхозу им. Островского под зернохранилище. В годы войны богослужение в храме возобновилось. 20 сентября 1944 г. было зарегистрировано религиозное общество, в приходе которого числились села Борки, Плёхово, деревня Спальное - всего 360 прихожан.

В1960-х годах художники из Харькова и Курска проводили реставрационные работы наружной и внутренней частей храма В архивных документах есть сведения об отчислениях приходом в фонд мира 35 руб. в 1964 г. и 300руб. - в 1970-м.

В ноябре 1998 г. ансамбль Свято-Знаменского храма - само здание и каменная ограда поставлены на охрану как памятник культовой архитектуры регионального значения.

В тылу выживали тяжёлым трудом

В жаркий воскресный день известие о начале войны застало основную массу односельчан в поле. Потрясённые горькой вестью, люди бросили всё и собрались у сельсовета на митинг. В первые недели группами провожали на фронт мужчин. Колхозники для охраны неубранных полей сформировали истребительный отряд. Председатель колхоза «Луч» Я.В. Польской в сентябре 1941-го ушел в партизанский отряд радистом.

5 октября 1941 г. в Борки вошли оккупанты, они хозяйничали и держали людей в страхе до дня освобождения села 23 февраля 1943 г. Борковчан молодого возраста угоняли в Германию, «провинившихся» расстреливали и вешали, всё ценное из крестьянских подворий - скотину, продукты, тёплые вещи - фашисты отбирали. Питались чем придётся: пшеницу, ячмень или просо толкли в ступах и готовили из муки малосъедобные кушанья, зимой украдкой ездили в лес за дровами для печки, рубили пеньки, собирали сушняк.

В краеведческом альбоме по истории Борковского сельсовета собраны воспоминания очевидцев тех лет. В 1942 году, по воспоминаниям Е. Я. Картавцевой, «весной сеять было нечем, немец заставил обучать коров. Пахали на коровах, копали лопатами, но засеяли не все поля. При немцах работали нехотя». А. Е. Авершина рассказывала: «В 1939 году поступила в суджанское педучилище, в 1941-м закончила два курса, и началась война. Во время оккупации работали из-под палки, не хотели на немцев работать. Нас, молодых девчат, собрали и закрыли в бывшем магазине, чтобы утром отправить в Германию, но староста приказал нас выпустить. Мы ушли в лес и увели коров, чтобы их не забрали немцы».

Два с половиной года длилась жизнь в неволе, пока в феврале 43-го войска Воронежского фронта в ходе харьковской операции выбили захватчиков с территории села. При освобождении погибло много солдат, особенно много их полегло на Булаевке (в 1966 г. здесь обнаружили захоронение с останками 76 воинов).

После боя солдат-освободителей местные жители похоронили на сельском кладбище в братской могиле, поставили самодельный памятник, который простоял многие годы, убитых немцев - за селом. Обелиск павшим в центре Борок поставили в 1961 г. Всего же на полях сражений Великой Отечественной погибло 300 борковчан. Ещё день и ночь вдали гремели орудийные раскаты, а в Борках люди налаживали жизнь после оккупации. Возобновили работу школа, сельсовет, колхозы. Наступал весенний сев, но колхозные закрома пустовали, не было семян, лошадей, тракторов.

Два колхоза собрали женщин и стариков на собрание, решено было в 3-дневный срок собрать семена, сельхозинвентарь - плуги, бороны, сохи. За неделю семена были засыпаны, и инвентарь сдан в ремонт. Старики сделали хомуты и пахали поля на коровах для сева озимых. Коров не хватало, и женщины по двое-трое впрягались в бороны и волочили их по вспаханному полю. Работали день и ночь под грохот пушек и бомбёжек вражеских самолётов, но яровой клин вспахали и засеяли, старенькие женщины приходили в поле и на меже доили коров.

Героизм проявили женщины и дети в страдную пору - допоздна косили рожь, пшеницу, вязали снопы, на себе носили и складывали в скирды. Обмолоченное зерно на коровах отвозили на приёмные пункты - сдавали государству. Так, упорным трудом вдов, жён, детей и родителей фронтовиков восстанавливались разрушенные колхозы.

Школе скоро век

В 1912 году в Борках открылась 4-классная начальная земская школа (на снимке). Строительство вели наёмные рабочие при активном участии местных мастеровых жителей.

Учебный год в школе начинался поздней осенью, когда заканчивались основные работы в поле, распускали детей на каникулы ранней весной в начале активных земледельческих дел и забот. В первые годы Советской власти школьникам выделяли мануфактуру для пошива одежды. В холода в стенах школы было не согреться, и на переменах мальчишки разных улиц устраивали кулачные бои, чтобы таким образом не замёрзнуть и продержаться на уроке. По вечерам в школу приходили взрослые сельчане и осваивали грамоту. В школе работал драматический кружок, часто ставились спектакли, отмечались советские праздники.

В 1934 г. школа стала 7-летней, руководил ею директор В.Г. Клименко, в том же году образовалась пионерская организация, первой пионеркой стала Анастасия Горлова. Пионерские сборы проводила учительница Зоя Дмитриевна Данилевская, позже в школе появились горн, барабан и знамя. В школе учились все сельские дети, классы были многочисленными.

В 1940 г. несколько выпускников борковской школы поступили учиться в Суджанское педучилище, но через год началась война. Во время оккупации школа в Борках не работала. Учительница Екатерина Васильевна Барсова, родом из Киреевки, после освобождения села в 1943 году пришла сюда работать, она вспоминала: «Борковцы встретили меня приветливо, но работать было трудно - голод, холод, не хватало учебников, тетрадей, писали на газетах карандашами. После войны школьники оказывали колхозу большую помощь в восстановительных работах, местная молодёжь участвовала в постановках пьес на школьной сцене».

Земская школа в 2012 году отметит столетие, и до сих пор служит детям Борок и деревни Спальное.

Каникулы с кроликами

В своё время широко известна была школьная учебно-опытная кролиководческая бригада, основанная в июне 1971 года.

Дети сами обустроили ферму на открытом воздухе - на островке. Строительная бригада соорудила 24 клетки для зверьков, 3 домика для молодняка, изолятор, навес для сочных кормов, кормушки. Ребята установили на островке палатку и по очереди дежурили на ферме. Другие бригады заготавливали зелёный корм для кроликов и доставляли его на островок, сочную растительность рвали на межах, обочинах дорог, пустырях. Школьники занимались разведением кроликов породы Белый великан. Первым заведующим фермой был пионер Василий Придубков.

Уход за зверьками был отличный, и в январе 1972 года школьная ферма сдала государству 154 кг кролятины, а на зимовку оставили 25 пушистых зверьков. В 1973 году на ферме насчитывалось около 400 кроликов. Дети выращивали их не только на школьной ферме, но и дома. Юные кролиководы из Борок переписывались с пионерами из Якутии, Украины, Татарии, которые так же занимались разведением и откормом длинноухих животных, - делились опытом, рассказывали об успехах на ферме. Повзрослевшие фермеры-кролиководы теперь с удовольствием и улыбкой вспоминают пионерские летние каникулы на островке, полезный труд по уходу за животными. Они занимались этим делом охотно и с интересом. Можно ли в наши дни представить себе чтобы современные школьники увлеклись чем-то подобным?

«Суджанские вести» 28.09. 2011 г.

Р.S. С Борками связана судьба и двоюродной сестры моей мамы – Ковалёвой Натальи Тимофеевны. До войны она окончила медучилище и была направлена работать в Западную Украину. С началом войны муж ушёл на фронт и больше не вернулся. Мама, будучи беременной, с огромными трудностями добиралась до Харькова. А там уже шли бомбёжки. Так под бомбёжки в военном Харькове и родилась у неё дочь (Лариса Ивановна Бывшева).

Был страшный холодный ноябрь 1941г. С грудным младенцем на руках мама ушла в сторону Суджи. По дороге она отморозила руки, ноги. Их спасли, как и других беженцев, жители с. Борки. В деревенской избе их отогрели, накормили, а дочку окрестили в Борковской церкви. Целый месяц Наташа пролежала в «горячке». Незнакомые дедушка и бабушка выходили её. Выздоровев, Наташа с дочкой добралась до родительского дома в Судже, где уже были немцы.

После войны Ковалёва Наталья Тимофеевна много лет работала в Суджанском Доме ребёнка медсестрой. В Судже сейчас живёт её дочь Лариса, внуки и правнуки.

30 сентября 2011, пятница
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
Тося! На втором фото (из предыдущего сообщения) в 1р 2м изображена женщина с именем Антонина. Вы её знали? Она медсестра.
Есть 2 новых сообщения
У вас нет прав, чтобы писать на форуме, .