Сообщения за сегодня
Активность на форуме
2 дня назад
2 дня назад
RR добавляет сообщение в теме Времена года.
2 дня назад
2 дня назад
2 дня назад
Онлайн 2
Нет пользователей
Были за 24 часа
Статистика
Тем 5 072
Сообщений 170 258
Пользователей 2 457

История сёл и деревень Суджанского района.

Просмотров 72759 Сообщений 60
22 мая 2011, воскресенье
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
Каждый населённый пункт имеет свою историю, но всех объединяеет история России.

Слобода за мостом.

В 17 веке в пойме реки Суджа в глухих местах - леса да болота - первые поселенцы с Украины, бежавшие от гнёта поляков, основали слободу Замостье. С городом Суджа её отделял мост, что и отразилось в названии поселения.

Слобода располагалась в лесу, и жилье люди возводили из брёвен, редко - из самана. Позднее использовать лес на постройки запретили. Проложенная по болоту вручную дорога из булыжника соединила Замостье с центром уезда, Обоянью и губернией в целом. Она вымащивалась небольшими кусочками: вначале настилался хворост,- ветки, а сверху укладывался камень. Рабочие дробили его в Кореневском уезде и перевозили па лошадях. С давних пор слобода славилась промыслами и ремёслами, мастеровой народ- печники, кузнецы, столяры, огородники - уходил па заработки в сёла.

До революции в Замостянское волостное управление входили сёла Махновка, Уланок, Плёхово. Здание управы сохранилось до наших дней - это бывшая школа на углу улицы Ленина, рядом с храмом, здесь же стояла пожарная часть. Замостянская общеобразовательная школа действует с 1896г, Первый этаж здания построили на государственные деньги, а второй на - средства местных жителей. Долгое время здесь работали два учителя. В 16 лет поступила сюда Варвара Сергеевна Шустова и работала почти 60 лет. Андрей Терентьевич Вастьянов, крестьянин по происхождению, неоднократно отмечался Суджанским земством как «Лучший учитель». Школу посещали до 200 учащихся, которые учились 3 - 4 года, здесь преподавали общеобразовательные предметы, закон Божий, дополнительно - рукоделие и пение. Школа была культурным центром слободы, здесь же обучались грамоте взрослые.

Как отмечают старожилы, после 1917 года началось основное развитие слободы. Увеличилось население, открылись семилетняя школа, два магазина, клуб. В 1929 г. образовался первый колхоз, который вскоре был разделён на хозяйства «Светлый путь» и «Волна революции». Через год они объединились в колхоз им. Ленина, первым председателем стал И. М. Глушко.

Трагичные для всей страны 30-е годы прошлого века оставили неизгладимый след в судьбах замостян. Преображенского храма сбросили колокол, осквернили и закрыли. Для богослужений разрешалось использовать лишь часть храма, на остальной площади, огороженной досками, хранили зерно. Стоял шум, клубилась пыль, проведению службы вредили намеренно, а в пасхальное богослужение на колокольне во всю мощь играл духовой оркестр. Храм всё же окончательно закрыли, а на общем собрании колхозников решался вопрос «убрать бородавку с лица села», но благодаря жителю Галушкину, настоявшему на сохранении и использовании церкви в качестве зерносклада, святыню не разрушили. Окончательно верующие пришли в свой храм в 1942 г., большой вклад в его преобразование внёс священник Травкин. В наши дни отреставрированная церковь стоит во всём великолепии, оглашая колокольным звоном окрестности.

В 1941г. сотни замостян ушли на фронт. Через слободу на восток гнали стада скота, машины с эвакуированными, проходили воинские части. В том же году слобода подверглась первым бомбёжкам - наступили месяцы оккупации.

Немцы в конюшне Замостянского колхоза организовали лагерь, где в феврале 1943 года при морозе и холоде содержались около недели русские военнопленные, причём пищи им не давали несколько дней. Затем военнопленные были выведены немцами дальше в тыл.

После угона военнопленных в конюшне было обнаружено 4 человека убитых, 6 человек замёрзших и умерших от голода, 2 человека расстрелянных по пути следования около ст. Суджа. Обнаружившие их граждане сл. Замостье хотели закопать трупы, но немцы этого не разрешили, и только с приходом Красной Армии трупы были похоронены. Отступая, ожесточённые немцы жгли дома, расстреливали людей. После их ухода в здании школы размещался медсанбат, где лечились офицеры и солдаты, тяжелораненые при освобождении Суджи и украинских сёл.

Замостяне помогали оборудовать госпиталь, за ранеными ухаживали учащиеся, учителя, жители. После изгнания немцев люди приступили к восстановлению разрушенного. Давалось это непросто, мужчины были на фронте, и тяжесть непосильного труда легла на женские и детские плечи. Тяжёлый сельскохозяйственный труд выполнялся вручную, пахали на коровах, копали лопатами, но, несмотря на недостаток рабочих рук и техники, землю вспахали и засеяли.

После войны односельчане оплакивали родных - 318 человек пропали без вести, 110 погибли. Несмотря на горечь потерь, население постепенно восстанавливало разрушенное, развивались животноводство, полеводство, растениеводство. В послевоенные годы в Судже в ларьке замостянского колхоза реализовывались лук, зерно, гречиха, мёд.

В хозяйстве были фруктовый сад, птичник, кузница. В 1957г. открылись детские ясли, работали две школы. Производство восстанавливалось трудно, Замостянский сельсовет занимал последнее место в районе по всем показателям. Не хватало техники и рабочих рук, однако люди верили в будущее и трудились, не жалея здоровья. Чтобы больше поставлять населению страны продуктов, в каждом населённом пункте работали пункты по сбору с домашних подворий молока, яиц, картофеля, шерсти.

В 1960-62 годы в Замостье (впервые в области) построили типовое здание сельсовета, в 1965г. - водопровод, дорогу с твёрдым покрытием, дом культуры, установили памятник погибшим у братской могилы. Наводился порядок на улицах сёл, покрытые соломой дома перекрывались шифером, перестраивались заново.

В 1965 году колхоз им. Ленина реорганизовали в Суджанский откормсовхоз, в который вошли суджанский и большесолдатский заготскот, Замостянское, Пушкарское и Б. Солдатское отделения. В первый год здесь работали 433 человека. Многие годы хозяйство было ведущим в области, занимало призовые места по производственным и экономическим показателям. Директор совхоза Е. П. Никифорова (1974-86 гг) за добросовестный труд удостоена орденов «Знак Почёта» и «Дружбы народов». Заслуженный авторитет имели десятки тружеников совхоза, о заслугах которых долго будут помнить односельчане.
В настоящее время в состав Замостянского сельсовета входят сёла Замостье, Пушкарное, Бондарёвка, посёлок Мирный и хутор Агроном. По населённым пунктам проходит линия газопровода, работают, кроме совхоза, МТС, ММС, силовая подстанция, действуют три храма.

(по материалам краеведческого музея)
22 мая 2011, воскресенье
Master Master
Огромное спасибо вам ДГС, как громадный глоток чистого воздуха...
Вы наверное и не знаете, на сколько вы нам ценны с вашей информацией...
Может ещё что узнаете или у вас есть, буду ждать с большим нетерпением...Даже и не знаю как вас благодарить...
24 мая 2011, вторник
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
Пушкари давно ушли - Пушкарное осталось.

Статья из газеты "Суджанские вести"

Два века тому назад обитатели Постоялого Яра, который пересекает современную трассу Суджа-Курск, сменили место жительства, перешли на свободные земли, частью поросших лесом, с ручьём. В те времена через новое поселение из Курска проходили части пушкарей, продолжительное время они размещались в селе, поэтому его и назвали - Пушкарное. Постепенно население прирастало.

Есть версия, что в 1664 г. при Иване Грозном за бунт в эти края были высланы 12 казацких семей: Соболевы, Хряпины, Кузнецовы, Асоцкие, Кукарины, Репины, Кротовы, Бочаровы, Фильчаковы, Мануйловы, Долгие, Сыромолотовы. Они основали хутор из 12 дворов в районе сельской церкви, вели хозяйство, посадили сады. Факты развития села подтверждаются записками уроженца Пушкарного М. Ф. Бочарова, 1872 г. рождения.

Село расположено восточнее Суджи на 12 км, протяжённость его составляет 5 км в направлении реки Конопелька. Окрестности богаты залежами красной, белой и жёлтой глины, здесь плодородная почва. На оврагах и лугах густо растут сенокосные травы. По рассказам стариком, в селе работал банк, куда сдавались налоги с крестьян из сёл Р. Конопелька, Мартыновка, Будища.

Кассиром работал неграмотный местный житель Алексей Долгий, документацию вела дочь священника Александра Варлаамовна Тимова. Рядом с церковью стояла школа, приблизительно с 1880 г. В неё записывались дети (преимущественно мальчики) зажиточных крестьян. Учиться они должны были 3 года, но занятия посещали не более одной зимы, так как родители заставляли работать дома. Зачастую уроки пропускались из-за отсутствия одежды, обуви. В 1912-15 годы построили другое здание школы, которое служит до сей поры.

До организации колхозов в Пушкарном насчитывалось 350 дворов, из них 60 принадлежали зажиточным крестьянам - кулакам. В январе 1930 г. наступила коллективизация. Первыми в кол¬хоз вступили более 110 дворов, но в марте значительная часть середняков выбыла. Враждебно настроенные к новой власти зажиточные крестьяне уничтожали своё имущество, почти каждый день летом и осенью 1931 г. по селу полыхали пожары - горели овины, амбары. На территории от школы до улицы Кабановка организовался первый колхоз, правление заняло дом кулака. В сараях размещался колхозный скот -30 лошадей и племенной бык. Первым председателем колхоза был товарищ Горшков.

В 1931г. колхоз обзавёлся первой техникой - по паре тракторов и жаток, молотилкой. До войны появилась автомашина, её доверили комсомолке Евгении Кондрашовой. На первых порах в колхоз вступила значительная часть населения, а к концу 1934-го - почти все жители. На трудодень колхозники получали по 3 кг 100 г хлеба и по 2 руб. 20 коп. Доход приносили фруктовый сад, посевы сахарной свеклы.

В октябре 1943 г. в село вошли оккупанты, здесь стояли танковые и стрелковые части. С продвижением вражеских войск на восток вместо немецкого коменданта за селом присматривали уполномоченные от комендатуры Суджи. Старосты выполняли распоряжения по снабжению немецких частей хлебом, мясом, составляли списки граждан для отправки в Германию. Постоянно немцы в Пушкарном жили недолго, но когда наведывались и оставались на ночлег, грабили население, отбирали скот, продукты, хлеб. В это время отдавали свои жизни за независимость Родины уроженцы Пушкарного, 75 фронтовиков погибли, многие вернулись инвалидами.

После войны до 1953 т. В селе действовали колхозы «Прогресс» и «Победа», затем их объединили с колхозом деревни Р. Конопельки, возникло новое хозяйство – колхоз им. Молотова. В 1955 г, колхозы Пушкарного и Замостья слились в один колхоз им. Ленина. В первый год работы доход составил 800 000 рублей. Люди зарабатывали на трудодень по 3 кг хлеба и 5 рублей. За обработку посевов свёклы свекловичницам полагалось по два центнера сахара и 2000 рублей.

В 1957 г. в Пушкарное провели радио -245 домов слушали радиопередачи из Москвы, дважды в неделю в клубе демонстрировались фильмы. Доступной покупкой стали велосипеды, к концу 60-х годов их имели 70 семей, около 10 приобрели радиоприёмники, более 35 - швейные машины. Работали 7-летняя школа, медпункт, сельсовет, почтовое отделение, магазин, изба-читальня, мельница. В 1968 г. на колхозные средства построили новый клуб на 60 мест. Вскоре под его крышей образовался танцевальный коллектив «Тимоня», ставший известным за пределами соловьиного края. В 1979г. коллектив участвовал в столичном конкурсе, его выступление записано на-центральное телевидение, о чём до сих пор приятно вспоминать коренным жителям.
…В окружении красоты земной стоит современное Пушкарное. Быт населения облегчился с проведением водопровода, газа, по улицам села проложен асфальт, дорога с твёрдым покрытием соединяет с Суджей.
24 мая 2011, вторник
Master Master
Есть версия, что в 1664 г. при Иване Грозном за бунт в эти края были высланы 12 казацких семей
Иван IV Васильевич Грозный (25.08.1530—18.03.1584)...
Извините за поправку...
25 мая 2011, среда
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
Бондарёвка: в форме квадрата.

Село Бондарёвку в 1843 году основали бывшие военные - братья Аполлон и Семён Бондаревы. Они получили от царя свободные наделы земли в районе поймы реки Смердица, на семь километров юго-восточнее Суджи.

Из Черкасской губернии с владельцами новых земель переехали семьи крепостных - Лондаренко, Прилепко, Пройдаковы. На новом месте был выстроен помещичий дом на 50 комнат для большой семьи Аполлона Бондарева, где росло 12 детей. Рядом построился его брат, семьи у него не было, и все сбережения вкладывались в возведение храма в честь святителя Митрофана Воронежского, строительство которого завершилось в 1860 г. Рядом стоял дом священника.

Для ведения хозяйства у храма было 100 десятин земли. Дома крестьян строились на удалении 200 - 150 м от церкви, постройки имели форму квадрата, которая сохраняется и сегодня. Крепостные Аполлона построили в селе спиртозавод, мельницу, подвалы, хранилища под зерно. После смерти останки основателя поселения захоронили рядом с храмом, а село в память о нём стали называть Бондарёвкой. В 1917 г. земли церкви, наследников А. Бондарева и его брата отошли крестьянам. Бондаревы были изгнаны из села.

Первый колхоз «Труженик» образовался в 1928 г., его возглавил Пройдаков. Хозяйство работало 21 год, а позднее вошло в состав замостянского колхоза. Известно, что в 1928 г. в Бондарёвке открылась школа, построенная зятем священника.

В 2000 г. по настоятельной просьбе местных жителей началась реставрация храма. В этом огромную помощь оказали председатель колхоза им. Винниченко И. В. Золенко, председатель кооператива «Откормочный» В. Г. Рыльский, администрация Замостянского сельсовета, организации района. В числе прихожан сельской церкви - жители хутора Агроном и посёлка Мирный.

Хутор Агроном.

В первое десятилетие после 1917г. жители села Русская Конопелька имели большие наделы земли, которые находились на значительном удалении от села. Для удобства их обработки нашлись желающие обосноваться на новом месте поближе к земле. Первоначально переехали 15 семей, ещё столько же переселились в 1946 - 1950 годы. Так в 1928 году образовался автономный хутор Агроном и первый колхоз с одноимённым названием. Известно, что первым председателем был Г. Г., Четвериков. Для ведения коллективного хозяйства имелись амбар, свинарник, конюшня, кузница, подвалы для хранения картофеля. Он действовал 21 год. В 1965 г. хозяйство вошло в состав замостянского колхоза.

С годами хутор не прирос территорией, здесь не наберётся и ста человек населения. Хутор газифицирован, дороги асфальтированы, с Суджей его разделяют 8 км.
11.03.2009г. «Суджанские вести»
25 мая 2011, среда
Master Master
11.03.20009г. «Суджанские вести»
Администрация пожалуйста поправте ошибку - на 2009 г.
25 мая 2011, среда
Струков Виктор Струков Виктор Авторитетному мореходу Авторитетному грибнику
Был в Бондаревке проездом в прошлом году...
Наверное вот это и есть храм в честь святителя Митрофана Воронежского, других замечено не было

Зрелище не очень..Десять лет реставрации ни к чему не привели..А жаль.
26 мая 2011, четверг
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
Махновка

газета «Суджанские вести» 11.11.2009г

На карте государства российского село Махновка появилось в начале 17 века. Название произошло от прозвища первых поселенцев, прибывших в эти места с Украины во времена польской интервенции. Расположилось село в пойме Псла в окружении маленьких речушек.

На плодородной почве этих мест махновцы выращивали фрукты и овощи и славились урожаями на всю округу. Известны они были и как умелые мастера по изготовлению изделий из лозы: мебели, корзин, тары для овощей. В личных хозяйствах махновцы разводили птицу и скот.

До 1951 года в Махновский сельсовет входили села Махновка, Ч. Конопелька, деревня Фанасеевка, на территории которых располагались четыре колхоза: «Завет Ильича», «Красный пахарь», «Красный партизан» и «Красное знамя». В годы укрупнения хозяйств в состав сельсовета вошли хутора, ранее принадлежащие Замостянскому сельсовету, - Дмитрюков и Колмаков. В 1957 году сельсовет укрупнили вторично - в его состав вошли деревня Русская Конопелька и разъезд 66-й километр. Вместе хозяйства составили один колхоз «Завет Ильича».

Стоит Махновка в 5 километрах от Суджи, граничит с землями Гончаровского, Замостянского, Уланковского, Воробжанского и Плёховского сельсоветов.

В Махновке – фабрика.

В 1968 году в колхозе им. Карла Маркса открылась птицефабрика, возведённая строителями Суджанской МПМК. До этого хозяйство также занималось выращиванием молодняка и производством яиц - содержалось 6000 кур - несушек, но с расширением производства возможности в птицеводстве расширились. На территории новой фабрики в 9 гектаров располагались 11 цехов, кормоцех, котельная, складские помещения и контора. Коллектив составляли 60 рабочих и служащих. От 20 тысяч кур-несушек за три дня получали до 40 тысяч штук яиц. До 1972 г. на фабрике имелась птица породы «русская белая», постепенно заменённая «леггорн» - в 1972 г. было завезено 160 тысяч цыплят этой породы. Племенная работа строилась так, чтобы содержалась только высокопродуктивная птица.

В 1972 году статус производства изменился – птицефабрика становится межколхозной районной, а тремя годами позже уже относится к птицесовхозу «Льговский». Суджанским отделением Курской племптицефабрики «Первомайская» она стала в 1978 году.

Пустынь на Острове.

В окрестностях Махновки есть таинственное, овеянное легендами труднодоступное место. В сосновом лесу среди болота на островке между реками Псел и Суджа давным-давно располагалась Иоанно-Предтечевская пустынь.

В «Исторических записках о городе Судже и его уезде», изданных в начале прошлого века, сообщается: «Построена эта пустынь в конце XVI столетия с благословенного разрешения преосвященного Авраамия, митрополита Белгородского. Время основания нужно относить между 1685 и 1692 годами. Строителем пустыни был иеромонах Антоний Бенза. Как церковь, так и необходимые для иноческой жизни помещения были деревянные. Главный придел в храме был .во имя Св. Иоанна Предтечи. Земельные угодья и материальные пожертвования для устройства были изысканы подполковником Сумского полка Семёном Кновою.

Насколько можно предполагать, Суджанская Иоанно-Предтечевская пустынь была довольно состоятельна и достаточно обеспечена в земельном отношении. К ней была приписана и другая пустынь; так называемая Михайловская Предтечева пустынь, находившаяся на берегу реки Псла от слободы Михайловки в трёх верстах». В 1786 г. в пустыни стояли две церкви, причём Иоанно-Предтечевская считалась соборною. Название второй церкви в народе сохранилось как «Комплычка». При мужском монастыре имелись пахотная земля, лес, луга.

По каким причинам была упразднена пустынь, документальных источников нет, но известно, что существовала она два века. При закрытии монастыря его насельники перебрались в Горналь в Белогорский Николаевский монастырь. Земли пустыни отошли к монастырским крестьянам, проживавшим в Махновке и на х. Чернетчина, а также помещикам Суджанского и Миропольского уездов. Церковная утварь, иконы переданы в соборную Успенскую церковь Суджи.

Небольшая монастырская церковь стояла примерно до 1933 года, службы здесь шли по великим праздникам, прихожанами её были жители части Махновки и деревни Фанасеевки. Все строения монастыря, конечно, разобрали, в наши дни в этих местах находятся обломки кирпичей, печных изразцов с рисунками, известковой обмазки. В 1999 году на месте бывшего монастыря установлен православный крест, памятное место освящено митрополитом Курским и Рыльским Ювеналием.
В 1871 году в Махновке выстроена церковь во имя пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, - в честь которого назывался и монастырь. Она пережила немало страшных событий. В годы истребления веры в Бога с церкви сбросили колокола, один утопили в реке Суджа. Малую часть церковных святостей и икон местные жители успели спрятать по домам. Служба в храме велась до 1951 года, затем долгое время в ней располагались молокоприёмный пункт, зернохранилище. Восстановление храма началось с 1999 года. Средства на ремонт собирали вскладчину, огромную помощь оказал В. Семиноженко.
26 мая 2011, четверг
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
Под «красным знаменем» дети и женщины.

Из газеты "Суджанские вести"

Село Черкасская Конопелька отделяют от Суджи семь километров. До революции здесь владел землями помещик Мальцев, затем - Шмид, впоследствии разорившиеся. Накануне событий 1917 года владельцем богатого имения, располагавшегося в центре села, и всех окрестных угодий владел купец Соломатин, также имевший собственность в Судже. Октябрьский переворот 1917 года собственником недвижимости и земли сделал крестьян, а в 1931 году в селе образовался колхоз «Красное знамя».

После десяти лет мирной жизни и коллективного труда наступили годы опустошительной войны, на которой сражались 135 мужчин села. Во время оккупации немцы уничтожили почти все, что было создано колхозниками: клуб, контора, постройки, кузница, амбары, были уничтожены и дома некоторых жителей.

После изгнания врага односельчане на сходе председателем колхоза единогласно избрали Татьяна Петровна Дьяченко. Разрушенные в войну постройки восстановили к 1947 году. В то время в Ч. Конопельке засевалась вся довоенная площадь - 363 га земли. «Правильная организация работ под руководством агронома методом социалистического соревнования обеспечила высокий урожай в 1947 году. Большинство звеньев собрало по 20 центнеров зерновых с гектара. Это дало возможность колхозу сдать сверх плана государству 507 центнеров. Колхоз выполнил также взятые на себя обязательства по урожайности сахарной свёклы и вырастил по 250 ц с гектара», - записано в заметках краеведа Ф. П. Золенко.

Колхозное животноводство в 1947 году составляли: 95 голов крупного рогатого скота, свиней - 23, овец - 81, птицы - 140, лошадей - 20. На различные траты было израсходовано 398397 рублей. Трудоспособные колхозники вырабатывали по 580 трудодней, самое меньшее количество выходов на работу - 160. На трудодень выплачивалось по 1 руб. 75 коп., 2800 г хлебных культур, 420 г овощей, 430 г сена и 2 кг соломы.

В колхоз «Красное знамя» входили 137 дворов и 422 человека, число женщин преобладало, наравне со взрослыми работали дети от 12 лет. Демобилизованным оказывалась помощь: выдавалось по 16 кг муки и 300 рублей, инвалиды войны ежемесячно получали по 16 кг муки.

Из воспоминаний очевидцев о войне (газета «Вестник Суджи»).

Полина Романовна Назарова

- Мне было 17 лет, когда в Суджу пришли немцы. Мы в то время жили в бараке на вокзале. Я пошла в магазин за хлебом и вдруг увидела: летят самолеты и страшный свист вокруг. Тогда я еще не знала, что это свистят сброшенные бомбы, и они, к счастью, не взорвались. А через знакомых узнала, что со стороны Мартыновки идут немцы. Тогда живший у нас на вокзале врач, фамилию его не помню, быстро на дощечках написал слово «Тиф» и повесил на дверях многодетных семей, в том числе и на нашу. Утром проснулись, а вокруг немцы.

На вокзале, где сейчас стоит кафе «Дорожное», было багажное отделение. В этом месте мы заливали водой горку и катались. Детвора тут раньше и находилась, но когда немец поскользнулся и чуть не упал, как то озверело рявкнул, поковырял лед и все игры прекратились. Нас в семье было четверо детей, отец работал на железной дороге, голод пришел сразу же с приходом немцев. Они ходили по дворам. Отбирали молоко, мясо, яйца, хлеб. Пристреливали кур, овец, свиней.

Много горя и нужды, страха принесли с собой фашисты. Для меня самым страшным оказалось время их отступления - со 2 на 3 марта. Мы прятались в ту ночь на Махновке у родственников. Вдруг видим: немцы с горящими факелами идут по дворам и поджигают все; что можно. Люди выскакивали на улицы, плакали, ревел скот, а вокруг все горит и видно как днем. Дошли до мостика и остановились. Двое немцев идут к нам, забрали тетю и соседку и подвели к соломенному сараю. Приказали снять солому и отнести к мосту. Долго они его жгли, потом повернули назад. Утром 3 марта стала появляться наша разведка, а потом и пришло освобождение.

Часто вспоминаю наших солдат. Они были молоды, отчаянно смелы и мужественны. Иначе как можно было совершить то, что выпало на их долю? Пусть будет проклята война и никогда не повторится то, что пришлось увидеть нам.

Алексей Алексеевич Володьков.

- Нас, детей, было четверо, когда началась война, а мне было 11 лет. Отец ушел на фронт, а мама сказала мне, что я остался теперь за старшего. Время было военное и, чтобы выжить, приходилось выполнять различную работу: клеил из камер галоши, ремонтировал селянам замки, пас скот. Помню, когда на поле пасли скот, послышался страшный гул. Это были немецкие самолеты. Они начали сбрасывать бомбы, содрогнулась наша земля. В скором времени наш район был оккупирован немцами. Так как у нас была большая семья, то в доме немцев не было. Во дворе стояла кухня и времянка. Туда и поселили двух рысаков немецкого коменданта.

При отступлении в марте фашисты лавиной шли через Махновку. Ночью к нам постучали. Поставили возле колодца лошадей, велели их напоить и зашли в дом. Как я заметил, они были пьяные, нас загнали в маленькую комнатушку и пошли рыскать по дому. Вдруг они увидели лошадей во времянке и стали орать, что это лошади партизан. А в это время забежал к нам дальний родственник. Он зашел с огорода и не ожидал, что у нас немцы. Мгновенно он исчез и вслед за ним немцы. Они подумали, что это партизан. А наутро я рассказал хозяину лошадей про немцев. Он засмеялся и сказал, что всем нам скоро капут.
3 марта шел крупный снег. Утром мы уже встречали своих долгожданных освободителей. Слезы радости были у всех жителей на глазах, народ ликовал, на улице образовался стихийный митинг.
27 мая 2011, пятница
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
Поселение на Гончарной горе.

Статьи из газеты.

В период массового заселения нашего края во II пол. 17 в. образовалась слобода Гончаровка. Название ей дал гончарный промысел, повсеместно здесь развитый, изготовление кирпича и цеглы также было всеобщим занятием местного населения. В старых документах поселение также именуется «Гончарная», «Гончарная гора».
В исторических заметках о Судже и уезде Терлецкого сообщается: «третья слобода приникала к южной стороне города, расположившись против городских водяных ворот, между рекою Суджа и Гусиным болотом. В той слободе 100 дворов, а церкви нет. Часть этой слободы, именуемой Подолом, пошла также в состав города, другая часть - и теперь слобода». До 1917 г. на территории слободы располагались три административные единицы: Гончаровка, хутора Бардаковскнй и Поплюев (Чернецкий), которые имели своё управление - старосту, писаря, земельные угодья. Распространённые фамилии на Бардаковском - Дейнеко, Стеценко, Галактионовы;
Поплюевском - Рыбко, Олейниковы, Василенко. Основным занятием слобожанцев было ремесло и земледелие. На окраине Гончаровки стояли ветряные мельницы, поплюевцы владели прудом с водяной мельницей (существовала до 1962 г.). Местное население относилось к государственному ведомству, помещиков здесь не было, но среди крестьян выделялись зажиточные семьи.
Жители относились к приходу Рождественской церкви, построенной в 1799 - 1828 годы. Большинство гончаровцев были неграмотны, кое-каким азам грамоты учились люди друг у друга, но с открытием школы в 1893 г. число знающих письмо и простой счёт увеличилось. Развлечением для молодёжи по вечерам были походы в кабаки, люди постарше собирались на вечеринках (досвитках), были распространены кулачные бои. Уроженец Гончаровки краевед А. Приходько в воспоминаниях оставил такую запись: «В религиозные праздники мужчины напивались, выходили на окраину села и там встречались с соседями. Бои часто устраивались в зимнее время. После таких развлечений некоторые оставались калеками. Обычай существовал и в других сёлах района - Борках, Спальном».

Когда менялась собственность.

В ноябре 1917 г- с фронтов мировой войны возвращались солдаты. Их политические убеждения и взгляды на жизнь, конечно, отличались от тех, что имели земляки. Повсеместно в уезде проходили сходы крестьян по обсуждению текущего революционного момента, в Гончаровке собрание прошло в помещении сельхозуправы (на территории школьного двора). После установления Советской власти в слободе были созданы сельисполком, комитет бедноты, земельная комиссия. После революционных событий и гражданской войны 1921-29 годы прошли в восстановлении народного хозяйства. Бедняки искали новые формы ведения хозяйства, для чего были образованы товарищества, коммуны, сельхозартели.

Первое в уезде коллективное хозяйство - сельхозартель им. 1 Мая - создано в Гончаровке весной 1924 г. Красногвардеец Петр Михайлович Дмитренко взял за образец хозяйство, располагавшееся недалеко от Мирополья. Доехать туда было не на чем, поэтому активисты отправились за опытом пешком. Увиденное настолько понравилось, что Дмитренко загорелся созданием артели на родине.

В краеведческих материалах Ф. Золенко рассказывается: «Зажиточная часть населения противилась новому начинанию, и хотя для организации сельхозартели требовалось не менее семи хозяйств, и это количество трудно было составить, однако после соответствующей разъяснительной работы набралось 9 хозяйств, согласившихся работать на артельных началах общим трудом на артельной земле. Устав артели был отпечатан на машинке. Собрали члены новой организации деньги, и П. Дмитренко поехал в Курск для утверждения устава. Это был один из первых в Курской области устав коллективного хозяйства. На очередном сходе граждан Дмитренко изложил просьбу членов артели о выделении им земли в одном месте. Весть о том, что в Гончаровке возникла сельхозартель, поразила присутствующих. Горлохваты решили сорвать интерес граждан, послышались выкрики: «Так это у нас теперь будет каликтив? Гоните и каликтив, и калиту!». Неудача не сломила Дмитренко. Он обратился за содействием в Суджанский волисполком. В организации артели участвовали также участники гражданской войны, коммунисты, в числе которых был и П. А. Заломов.

При помощи представителей волисполкома, членов партии и комсомольцев сопротивление зажиточной части было преодолено, и общий сход граждан вынес решение выделить артели земельный надел. Но участок выделили не там, где хотелось молодым колхозникам, им отвели место за 12 км от слободы, бывшую землю купца Воскобойникова. Приступили к землеустройству и сбору семян. Тягловую силу решили нанять. Суджанская милиция передала на время приблудившуюся скотину. Просуществовало хозяйство до 1929 г. и затем влилось в колхоз «Красный Октябрь». К моменту соединения артелевцы имели 2 конные сеялки, 2 косилки, 6 лошадей, 4 культиватора, 5 борон, 8 повозок и саней, амбар, конюшню и 40 га сельхозугодий.

К декабрю 1932 г. коллективизация в слободе завершилась, и в колхозе состояли более 450 дворов. В 1931 г. на окраине слободы построили общественную конюшню, для которой было выделено 10 га земли, в следующем году здесь находилось 300 лошадей, 150 голов крупного рогатого скота, 100 овец; хозяйство владело 8 конными сеялками и 6 жатками. Тракторы нанимали в МТС. Успешным сельскохозяйственным годом выдался 1940-й, урожайность зерновых составила 25 ц с гектара пахотной земли, получен валовый доход 960 тыс. руб. - выше, чем в других хозяйствах района.
28 мая 2011, суббота
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
После войны: всё сначала.

Статья из газеты

После изгнания оккупантов в марте 1943-го местные жители начали восстанавливать колхозное хозяйство. Приходилось налаживать жизнь с нуля. Обратимся к записям А. Приходько: «Было две лошади, повозка, снесли сохранившийся инвентарь на колхозный двор, где остались полуразрушенные постройки, и стали готовиться к весенне-полевым работам. Стране, армии нужны были хлеб, продукты сельского хозяйства. Государство предоставило семенной фонд, были мобилизованы коровы колхозников как тягловая сила. Вся тяжесть труда свалилась на плечи стариков, женщин, подростков. Пахали на своих коровах, копали лопатами, перевозили и переносили тяжести вручную, но землю в ту трудную весну засеяли».

Председателем колхоза оставался Шкодкин. Собрался актив колхозников, который планировал работу. Старики, женщины и подростки приняли на себя основную тяжесть труда. Пожилые колхозники, несмотря на возраст, трудились ударно: налаживали плуги, изготавливали сбрую для коров и волов, обучали пахоте, косьбе и другому крестьянскому делу. Первые месяцы после освобождения выдались самыми трудными, люди сутками работали в поле, во дворе, в конторе.

Поистине титаническим был труд женщин. «Почти у каждой была личная трагедия, заботы о доме и семье, материальные затруднения, но все отдавали силы общественной работе. Им приходилось пахать и сеять, жать и косить, молотить зерно и возить на себе. Госпоставку картофеля из Гончаровки везли на санях на спиртозавод в Гуево. Собирали местное удобрение и свозили на поля. Чего только ни переделали женские руки! Нелегко приходилось и подросткам. Рано на их руках появились мозоли, ныли спины от работы, недоедали и недосыпали», - пишет о земляках А. Приходько.

В 1953 году по решению XX съезда КПСС проходило укрупнение хозяйств. С гончаровским колхозом «Красный Октябрь» объединились две соседние сельхозартели: «Прогресс» (с. Куриловка) и «Земледелец» (Подол). Новое хозяйство получило название колхоз имени XX съезда КПСС. Его председателем стала агроном Вера Кузьминична Седельникова, которая стояла у руля гончаровского колхоза до укрупнения хозяйств. Эта женщина руководила хозяйством 28 лет, является кавалером двух орденов Трудового Красного Знамени. За трудовой подвиг орденами и медалями в разные годы отмечены многие передовики одного из лучших колхозов района.
31 мая 2011, вторник
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
За рекой Олешенкой

Статья из газеты "Суджанские вести"

Во второй половине XVII века украинские переселенцы основали в окрестностях города новое поселение - слободу Заолешенку. Расположилась она за рекой Олешнёй (Олешенкой), которая и дала своё название. В первые десятилетия существования города здесь и в окрестных слободах не было крепостного права.

Улицы новой слободы получали названия «со смыслом»: Шляхом назвали ту, что стоит на дороге, ведущей на Юнаковку и Коренево; Закараул выстроилась за охранным постом, что стоял на окраине, улицы Зинчукова и Слепенько назвали оттого, что здесь поселилось много семей с такими фамилиями. Набережная расположилась над берегом Олешни; поселенцы польского происхождения свою улицу назвали именем страны, из которой бежали – Польша, Заболотная, Забродок, Гай, Майдан... все названия в основе своей имеют присущие только им особенности. В настоящее время в Заолешенке насчитывается 14 улиц, часть из них в народе до сих пор именуется по-старому.

Чем кормились.

Основным занятием населения Заолешенки издавна было хлебопашество, скотоводство, пчеловодство. Вообще - то, и в наши дни местные жители тоже разводят скот, держат ульи. Также предки современных заолешенцев успешно осваивали кустарные промыслы - гончарный, столярный, знали ткацкое дело. До коллективизации на окраине слободы стояло множество ветряных мельниц и крупорушек, наибольшее их число было в конце улицы Закараул.

Культурный уровень.

До 1884 года в Заолешенке не было школы, население в большинстве было малограмотным. Краевед А. 3. Приходько записал интересные воспоминания старожилов о том, что даже в слободской управе работал малограмотный писарь, не знали грамоты и сборщики налогов, которые банкноты и монеты различали по условным знакам. Например, С - рубль, X -10 копеек, 1 - копейка.
В Заолешенке. как и в других поселениях, до революции не было культурно-просветительских учреждений. Основными местами общения традиционно являлись церковь, кабак, вечера коротали на посиделках.

Главный староста.

С 1797 года Суджа получила статус уездного города, и во главе её стоял исправник. Заолешенской, как и в других слободах, управлял староста. В помощь ему был назначен писарь. Устраивались сходы, на которые могли прийти только лица мужского пола. Крестьяне Заолешенки относились к государственному ведомству, помещиков в слободе не было, среди крестьян выделялись зажиточные хозяева, а в основном жили здесь малоземельные бедняки.

Власть меняется.

Революционные события постепенно докатились и до Заолешенки. В середине ноября 1917-го домой возвращались солдаты с фронтов, с оружием, «заражённые» революционными идеями. В школе прошло собрание солдат и крестьян, обсуждались последние политические события.
Большая часть выдвигала требования о прекращении войны и раздаче земли крестьянам, представитель уездной управы склонял поддержать Временное правительство и программу меньшевиков. В итоге большее число сторонников оказалось у большевиков. Первым председателем народной власти - сельисполкома стал Г. Я. Найденко; в первые же дни организовался комитет бедноты.

Общество.

В 1918 году местные учителя организовали первое в Суджанском уезде заолешенское культурно-просветительское общество. Оно проводило большую работу среди неграмотного населения, еженедельно ставились спектакли, устраивались тематические беседы и лекции. Встречи проходили в здании школы. Среди активистов выделялся заведующий школой З.А. Черняев.

Под покровом святого Ильи.

Престольный праздник заолешенцы отмечают 2 августа - в честь Святого пророка Илии, именем которого назван и местный храм. Достоверных подробных сведений о его далёком прошлом нет, всё, что известно, в разные годы собрано по крупицам сохранившейся народной памяти. С 2005 года здесь служит священником иерей Николай Бурлаков. Рассказывает матушка Валентина Никифоровна Бурлакова:

- Церковь пророка Илии в слободе Заолешенка была построена в 1875 году. Со слов прихожан, основанных на сохранившихся воспоминаниях старожилов, известно, что на одной из стен церкви была обнаружена пометка - 1903-й год, вероятно тогда и была завершена роспись. В том же году купец Соломатин достроил слева и справа от колокольни стены, увеличив этим площадь церкви.

Перед войной Ильинский храм закрыли, а в последующие годы он использовался под хранилище соли и зерна. С 1962 года прихожане настойчиво писали письма Л. И. Брежневу, они сохранились, с просьбой возобновить богослужение в храме, но эти обращения оставались без ответа. Церковь перешла верующим в крайне запущенном состоянии: купола и крыша были раскрыты, от сырости и соли сгнили полы, пострадали стены. Акта передачи храма из колхозного баланса не существует, потому что он был отобран незаконно. Имеется технический паспорт, а также справка сельсовета на владение земли 0,57 га.

Своими силами прихожане в 1989 году стали отстраивать разрушенную церковь, а богослужение и молебны начали служить с 1990 года, для этого из Курска приезжал священник о. Василий.

В 2006 году были отмыты от побелки фрески страшного суда, росписи икон Серафима Саровского, Святителя Николая, Спаса Нерукотворного, Крест на весь потолочный свод при входе, Ангелы, Господь Вседержитель.

Восстановлена третья часть штукатурки с наружной стороны церкви и арки с южной и северной сторон. Предстоит ещё много вложить труда и средств в дальнейшее восстановление храма. Работы частично ведутся силами прихожан и священнослужителя. Помочь отремонтировать церковь согласились местные мастера, ими оштукатурена западная часть фасада (центральный вход в храм). Работа сложная, также необходимо реставрировать карнизы, старинную лепнину. На все это требуются большие материальные средства.

Заводская керамика.

Наум Григорьевич Тонконогий преподавал рисование и черчение в Заолешенской школе. Творческие задатки школьного учителя были широкого диапазона - он успешно освоил роспись керамической посуды. Выпускалась она в цехе заолешенского кирпичного завода, ныне не существующего. Продукция из глины в богатом ассортименте изготавливалась на заказ и расходилась во Дворцы культуры, рестораны, общественные заведения Курской, Белгородской и Сумской областей.
Художником Н Тонконогим расписаны сотни оригинальных ваз для цветов, плошек и прочих гончарных изделий. Основные мотивы росписи - орнамент, сюжеты природы. На кромке каждого изделия заолешенских гончаров ставилось клеймо «Суджа».
40 лет на Заолешенском кирпичном заводе трудился Степан Савельевич Спесивцев. Он умел делать многое и работал на разных производственных участках, а последние годы занимался самым любимым своим делом - лепил гончарную посуду. Пробовал народный гончар мастерить и глиняные игрушки - руки следовали полету фантазии и в результате рождались вот такие скромные творения.

Школа для детей народа.

В 1884 году на средства уездной земской управы в Заолешенке была построена народная 4-классная школа.

На нижнем этаже двухэтажного здания стояли русская печь и плита, позднее в 1908 году был установлен котёл, и для учащихся стали кипятить воду для чая. Этим ведал школьный сторож Приходько Кузьма Иванович, который с семьей проживал в подвале школы. Здание отапливалось гречневой шелухой, запасы которой ссыпались на чердак, поставлял это «топливо» местный богатый житель П.И Колембет.

На верхнем этаже размещались четыре классные комнаты. Мальчики и девочки учились отдельно. До войны в школе работали два учителя - И.И. Пикин и Г.М. Ковалев. Преподавались грамматика, арифметика, чтение, пение, чистописание и закон божий.

В 1904 году около церкви, действующей в наши дни, построили церковно-приходскую 3-классную школу. От земской школы она отличалась углубленным изучением православных основ, дети учили старославянский язык, закон Божий. Школа содержалась на средства церкви и просуществовала до 1910 года, затем влилась в земскую школу с четырёхгодичным обучением. В 1913 году к основному зданию с северной стороны соорудили пристройку с двумя классными комнатами и квартирами для учителей.

Следующая пристройка, возведенная в 1961-62 годах уже с южной стороны, вмещала четыре классные комнаты и коридор. Продолжительное время в школе работал учителем Яков Яковлевич Пилипенко, прогрессивный в те годы педагог, много труда вложивший в воспитание сельской детворы. По его инициативе было организовано общество в помощь особо нуждающимся учащимся. Дети бедняков обеспечивались горячими завтраками, обувью и одеждой, могли посещать вечера отдыха и спектакли, новогодние ёлки.

До революции вокруг школьного здания росло много лип, кленов и других деревьев, во дворе - груши и яблони, с восточной стороны благоухали заросли сирени. До 1930 года школа являлась начальной, а в 1930 году здесь открылся пятый класс «Школы крестьянской молодёжи», в 1932-м вышел первый выпуск семиклассников.
В 1961 году 7-летняя школа преобразована в 8-летнюю.
1 июня 2011, среда
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
Хутор в глухом месте.

Дремучий лес, две реки с протоками, озера и болота делали непроходимой местность, на которой в 1740 году появилось небольшое поселение - хутор, названный Княжим. Основала его в этих глухих местах небольшая группа мятежников, что скрылась от преследователей после подавления восстания Пугачева в царствование Екатерины II. Согласно народной молве, вожаком пришлых людей был Куликов. Промышляли они разбоем: грабили купцов, проезжавших по льговскому тракту. К дороге добирались на лодке по небольшому озеру и протокам.

Земля, на которой расселились разбойники, принадлежала князю из Юнаковки.
Купцы жаловались на грабителей, ведь на этой дороге было опасно показываться. Несколько раз передавались письма вожаку, в которых тот признавал суверенитет разбойников и приглашал встретиться, но приглашения не принимались. Князь хитростью заманил предводителя грабителей, и, наконец, на обученном строевом коне атаман прибыл в Юнаковку. Когда он въехал на огороженный частоколом княжеский двор, ворота закрылись. Наезженный конь по приказу Куликова разогнался и перепрыгнул через изгородь, но разбился, наткнувшись на спрятанные под сеном зубья борон, разложенными вокруг частокола. Вожак разбойников был схвачен и позднее отправлен в Сибирь. Бандиты разбежались, а после их ухода долго жило предание о закопанной бочке с золотом, спрятанной на краю леса.

По наследству хуторская земля досталась дочери князя, имя которой не упоминается в источниках устной памяти. Княгиня - наследница жила в Москве и в Княжий хутор приезжала редко. Здешние люди занимались земледелием, скотоводством, ловили рыбу, охотились, держали пчёл, осваивали ремесла. Активное заселение местности пришлось на времена столыпинских реформ.

В хуторе всем руководил управляющий, он присваивал себе доходы, а в письмах хозяйке жаловался на бедных крестьян, мол, не могут заплатить оброк. Однажды княгиня всё же приехала в родные края. К Судже подъехала затемно и остановилась у знакомого купца. Утром она увидела дворового мальчика из Княжего, угостила пряниками и расспросила о жизни хуторских крестьян. Мальчик якобы рассказал о бесчинствах управляющего, его суровости в наказании мужиков, о бедной жизни хуторян. Княгиня выехала в усадьбу, на месте сразу пошла на кухню, где в плите уже горели брошенные в огонь документы. Водой огонь затушили, достали обгоревшие документы, растерявшийся повар оправдывался тем, что ему было приказано сжечь бумаги. Управляющий был осужден за мошенничество и отправлен в Сибирь на каторгу.

Известно, что следующим управляющим хутора стал предприимчивый и деловой Колесников, он построил для себя дом, посадил сад. В годы его хозяйствования поставили водяную мельницу.

Во времена Нэпа в хуторе появились ветряки, крупорушки и просорушки, маслобойни, столярные и швейные мастерские на дому, сельскохозяйственная техника. В конце 20-х годов прошлого века прошла коллективизация, имущество зажиточных хуторских крестьян разобрали и свезли в колхоз «Свободный труд», лошадей поставили в общую конюшню. Перед войной выдавали на трудодень 5 кг зерна, овощи, мёд, фрукты, сено, солому.

После войны хуторяне пережили страшную засуху 1946 года, унесшую от голода жизни людей. С годами население хутора убывало, уроженцы этих мест уезжали в поисках лучшей доли и комфортной жизни. В 80-х годах прошлого столетия в Княжий проложили дорогу с твёрдым покрытием, здесь обосновались несколько семей переселенцев.

«Суджанские вести» 17.07.2009г.
2 июня 2011, четверг
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
Вслед за Иваном.
(«Суджанские вести» 16.07.2010)

Год образования села Новоивановка - 1750-й. Его основателем является помещик Иван Стрекайлов. На новое место прибыли люди из Мартыновки, Уланка, Поречного и других сёл Суджанского уезда. Окончательное название сложилось из слов «нова», означающее поселение новых людей и «Ивановка» - по имени основателя. Так и получилась - Ново-Ивановка.

Ту часть села, где в большом деревянном доме проживала семья хозяина, жители называли Сгрекайловкой, якобы на этом месте в 1910 году построили больницу. После Стрекайлова Новоивановкой правил помещик Бехтер, немец, по фамилии которого была названа левая часть села - Бехтерщина. Правда, сам помещик здесь не жил, лишь изредка навещал своё имение. Говорят, что незадолго до революции 1917 года он приезжал в Новоивановку, чтобы продать свои земли, а сам вскоре уехал из тревожной России.

В здании, где со времён установления Советской власти располагается сельсовет, жил местный священник. Он выехал из села, когда снесли церковь, кстати, построенную на деньги Ивана Стрекайлова в 1770 году. Престольным праздником новоивановцев издавна является день почитания памяти святителя Митрофана Воронежского, который приходится на начало декабря.
В настоящее время в Новоивановский сельский Совет входят территории с немногочисленным населением - хутор Зелёный Шлях, деревни Леонидово и Толстый Луг. Земли этих населённых пунктов граничат с Кореневским районом.

Русские, украинцы, азербайджанцы, турки живут в этих местах, придерживаясь основ народной культуры своих предков.

Около 30 лет возводилось в Новоивановке здание средней школы. В1934 году строители заложили фундамент, но война помешала дальнейшей работе. Окончательно возведение школы завершилось в 1964 году. Спустя два года её обитателям пришлось потесниться - под одной крышей с ними расположились воспитанники детского дома. Всего в то время в школе учились более 300 учащихся. Расформировали детдом в 1974 году.

С годами количество детей, посещающих уроки, уменьшалось в десятки раз. В прошедшем учебном году в Новоивановской общеобразовательной школе учились 27 учеников.
Детский сад в Новоивановке построили в 1984 году на средства колхоза. Назвали его «Теремок».
Рассчитан садик был на 25 ребятишек, однако средняя посещаемость составляла 15 малышей. История «Теремка» была недолгой, она завершилась в 90-е годы прошлого века.
В1970 году в Толстом Луге открылся медпункт, его первым медработником является Ольга Марковна Гаврушева.

В том же году в центре села был возведён памятник погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной войны. По строено сооружение также на средства колхоза.

Последний приют в земской больнице.

В 1908 г. Суджанский уезд был разбит на восемь врачебных участков, между ними распределялась больничная и амбулаторная работа. В четырёх участках имелись больницы; в трёх - приёмные покои для стационарных больных и в одном - больница для амбулаторных больных. Новоивановский участок состоял из 17 селений с территорией размером в 175 кв. версты. Участок не располагал земской постройкой для приёмного покоя, амбулатория размещалась в частном доме.

Исторические подробности о деятельности первого медицинского учреждения в Новоивановке, его персонале не сохранились. Некоторые сведения дают доклады Суджанскому уездному земскому собранию за 1908 год. Например, уездная управа на усмотрение собрания представляла проект и смету постройки фельдшерского пункта в с. Ново-Ивановка.

Есть «Доклад о переводе Ново-Ивановского медицинского участка в с. Дарьино с ходатайствами Ново-Ивановского, Лебедёвского, Свердликовского и других сельских обществ». Проблема заключалась в следующем. Вопрос о перенесении больницы в Дарьино был решён постановлением земского собрания 1908 года, а «ходатайства же Н.Ивановки и др. селений возникли лишь недавно, когда управа сделала распоряжение в исполнение постановления очередного собрания о переводе участка в Дарьино. Ввиду предстоящего в феврале месяце земского собрания, управа ... нашла возможным приостановить временно своё распоряжение». На земском собрании в результате прений было предложено решить: «угодно ли изменить постановление о переносе медицинского участка из Н.-Ивановка в Дарьино или оставить в силе». Оказалось, что угодно. Землевладельцы Новоивановки отказались от фельдшерского пункта, и земское собрание озаботилось подбором места для открытия нового, коим стало с. Сотницкое (Малая Локня).

В «Отчёте о состоянии Суджанской городской земской больницы за 1908 год» указывается, что «больницей пользовались» 808 больных, из них - 96 жителей Ново-Ивановской волости. Рожали деревенские женщины в основном без медицинской помощи, к профессионалам обращались в крайних случаях и большей частью доверялись услугам бабок-повитух. Пример тому статистика 1908 года – в волости было зафиксировано всего лишь «17 случаев родовспоможений».

Больницу в Новоивановке всё же построили в 1910 году, активно в этом участвовали местные жители. На лошадях подвозили кирпич, глину, песок. Изначально она была рассчитана на 33 места.

Долгие годы Новоивановская больница считалась лучшей в Суджанском районе. Здесь начинали трудовой путь известные суджанам доктора В.Я. Кальченко, А.В. Кочупал, почти все работавшие здесь медсестры, послевоенной поры являлись фронтовичками. В Новоивановку добирались лечиться люди из разных сел района - доверяли здешним специалистам. Необычен по нашим временам и тот факт, что при больнице работало родильное отделение. К сожалению, закрылась хорошая сельская больница в 1992 году, с того же времени на её базе открылся дом престарелых постоянного и временного проживания.

В наши дни население Новоивановки первую медицинскую помощь получает в медпункте. Местный фельдшер Ефременко Сергей Николаевич - специалист высшей категории.

Новоивановский центральный сельский дом культуры

Не правда ли, восхищение вызывает величественное здание на фото? Это - Новоивановский центральный сельский дом культуры периода 1970 года. Возводилось оно сравнительно недолго -1968-1969 годы - наёмными строителями при активном участии местных жителей. В числе земляков, добросовестно поработавших на строительстве, называют Г.И. Безручко, В.Г. Голубцова, В.А. Левченко, С.М. Нагибина, Л.Г. Свистельникова, В. А. Тарсенко и Н.К. Ященко. Новостройка велась на средства колхоза им. Шевченко. Инициатором и одновременно архитектором красивого сооружения являлся

председатель колхоза Евгений Андреевич Панащенко. Сельскому очагу культуры дали название, одноимённое с хозяйством - в честь классика украинской литературы Тараса Шевченко. Необыкновенной красоты здание местные жители называли не иначе как дворец культуры.

В день открытия новостройки в Новоивановке побывало много приглашенных гостей из разных мест района, пришли местные жители, день получился праздничным и памятным. В дальнейшие годы на сцене ЦСДК проходили различные культурные мероприятия, как местного, так и районного значения.

Всё течёт и изменяется... Время неблагоприятно отразилось и на сельском доме культуры. В наши дни сооружение не имеет того первоначального ухоженного вида, требует ремонта. Администрация Новоивановского сельского Совета изыскала средства на замену колонн, эта работа ведётся с прошлого года.

В Новоивановском Центральном доме культуры также располагается сельская библиотека с фондом в около 6 тысяч экземпляров книг.
3 июня 2011, пятница
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
И уважение земляков…

Поступки, дела человека, его труд во благо других людей - то, что более всего другого в жизни характеризует каждого... Сколько сделал на этой стезе фельдшер Новоивановки Сергей Николаевич Ефременко, трудно не оценить: четверть века он помогает землякам, лечит их от недугов, беспокоится обо всех жителях села - и маленьких, и стареньких, и всех других...

Выбор профессии для успешно окончившего школу Сергея Ефременко был делом обыкновенным, решенным - идти по медицинской линии. Мама - Нина Петровна Ефременко - работала старшей медсестрой участковой больницы, в недавнем прошлом был фельдшером дедушка. К тому, чтобы исцелять, лечить, помогать людям, Сергея тянуло с детских лет, и многое он впитал, увидев совсем рано - и сиявший белизной мамин рабочий халат, и запахи лекарств «из склянок», и чудо выздоровления больных, и благодарное человеческое «спасибо»...

В медицинском училище во Льгове ему училось интересно. Многое хотелось знать, уметь. Сергей никогда не шел по тропинке «наименьшего сопротивления», не искал простых решений и ответов, а постигал учебу глубоко, вдумчиво. Такая школа самовоспитания не раз помогала ему в жизни раньше, помогает и сейчас.

- Сельский фельдшер работает со всеми категориями людей, занимается и терапевтической, и акушерской, и педиатрической работой, - рассуждает Сергей Николаевич в фельдшерско-акушерском пункте Новоивановки (в скобках следует заметить, что здание медпункта столетнее, требует вложений для ремонта, однако кабинеты ФАПа сияют чистотой, во всем виден порядок - и в аппаратуре, инструментарии, и в необходимых для такого заведения стендах с популярной и важной информацией для всех приходящих). - Работы немало, участок большой, от селения до селения 3-7 километров. Жителей на территории сельсовета 330 человек, в возрасте от пятидесяти и старше - 130 человек - называет, помня все на «зубок», Сергей Николаевич. - Стараемся всю работу организовывать так, чтобы было удобно жителям.

...Армейская школа Сергея Ефременко проходила в пограничных войсках в далекой Киргизии. Старший сержант Ефременко был фельдшером маневренной группы, успешно справлялся с медицинскими задачами. Скорее всего, и сегодня его хорошо помнят сослуживцы, и те, которых он лечил, и те, которые не попадали на заставе к медработнику, но хорошо знали доброго, толкового, спокойного парня из курского соловьиного края. После армии в 1982 году Сергей вернулся в Новоивановку, стал работать фельдшером в родном селе и быстро заслужил уважение, хорошее отношение к себе со стороны односельчан. Счастье и с другой важной жизненной стороны пришло к нему - познакомился с обаятельной девушкой, да ещё и медсестрой. Любовь Затула стала женой, спутницей жизни, мамой сына Евгения и, конечно, коллегой, той, которая лучше других на свете поймет, разделит радость и грусть, отгонит печаль, поможет так, как и он ей. Так они и работают много лет в Новоивановке: Сергей Николаевич - заведующим фельдшерско-акушерским пунктом, Любовь Петровна - медсестрой. Медицинский пункт Новоивановки - один из лучших в районе по показателям работы благодаря заведующему и тем, чей труд он организовывает, - медсестре Любови Петровне Ефременко, санитарке Ирине Николаевне Будяковой. Сергей Николаевич имеет высшую квалификационную категорию, награжден грамотами за добросовестный успешный труд.

...Невозможно сделать так, чтобы люди совершенно не болели, но возможно сделать очень многое для их здоровья, для того, чтобы заболеваний было как можно меньше. Вот это многие годы и делает фельдшер Ефременко.

- Что бы Вы пожелали людям, о чем хотели бы сказать?- спросил Сергея Николаевича.
- Я не буду оригинален - всем здоровья. А слова благодарности хочу сказать главному врачу Оксане Богдановне Данишенко, заместителю главного врача Ирине Михайловне Свиридовой. Проблем в медицине предостаточно, и отрадно то, что они у нас решаются. Спасибо за помощь и внимание нашему ФАПу со стороны руководителя хозяйства Н. М. Выдрина, главы сельсовета С. И. Ефременко, - сказал Сергей Николаевич.

Я не пытался найти в собеседнике то, что называется необычным, не думал его расспрашивать о каких-либо ярких, запоминающихся картинах, случаях жизни, о трудностях, что вероятно выпадают каждый день, - всё это было бы лишним, неуместным, ибо с первых минут разговора увиделось - отличие фельдшера Ефременко в том, что он человек внимательной и доброй души, что он думающий человек, профессионал, увлеченный и неустающий - уставать не дают хлопотная работа, деревенские, домашние заботы, все то, что его изо дня в день окружает.

Невозможно сказать, сколько много для людей сделал Сергей Николаевич Ефременко. Право, так хочется, чтобы люди хорошо понимали отношение, труды своего фельдшера. Догадываюсь, что Сергей Николаевич, будучи счастливым человеком, знает, в чем конкретно заключается счастье, и объяснение здесь простое - чтобы было спокойным утро после нетревожной ночи без вызовов к больным, чтобы не угасала Новоивановка и деревни сельсовета, чтоб зеленела трава у дома, урождали в поле хлеба, чтобы внук Егор рос и всегда хорошо понимал деда, бабушку, родителей... В этом жизнь сама, её глубокий неповторимый смысл. Будьте счастливы всегда, Сергей Николаевич. Доброй и долгой Вам поступи с Вашим добрым сердцем, с Вашей ничем не заменимой работой - исцелением людей.

С. Сухих 5.08.2009г. «Суджанские вести».
Есть 2 новых сообщения
У вас нет прав, чтобы писать на форуме, .