Сообщения за сегодня
Активность на форуме
2 дня назад
2 дня назад
RR добавляет сообщение в теме Времена года.
2 дня назад
2 дня назад
2 дня назад
Онлайн 1
Нет пользователей
Были за 24 часа
Статистика
Тем 5 072
Сообщений 170 258
Пользователей 2 457

О знаменитых и малоизвестных земляках.

Просмотров 41038 Сообщений 161
20 февраля 2011, воскресенье
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
[SIZE="4"][CENTER]Возникновение фамилий[/CENTER][/SIZE]
Возникновение фамилий в современном понимании произошло поздно, и было связано, очевидно, с расширяющимися экономическими связями и необходимостью регулирования института наследования. Очевидно, что впервые они появились в экономически развитых областях Северной Италии в X-XI вв. В дальнейшем процесс активного становления фамилий начался и на юго-востоке Франции. В Англии процесс становления фамилий начался после её завоевания норманнами в 1066 и закончился к XV веку, хотя в Уэльсе и Шотландии формирование фамилий шло и в XVIII веке. Похожая ситуация сложилась и на территории Германии, где формирование фамилий немецких крестьян шло еще и в XIX веке. На рубеже XV-XVI вв. фамилии достигли Дании. В 1526 году король приказал всем датским дворянам обзавестись фамилиями. Из Дании и Германии фамилии перешли к шведам.
На Руси сначала были только имена. Фамилии-прозвища бытовали в новгородских владениях с XIII-XIV веков, но долгое время не были общеупотребительными. Обязательные фамилии были введены законом лишь в XVI веке сначала для князей и бояр, затем для дворян и именитых купцов. Среди крестьянства фамилии стали широко употребляться лишь после отмены крепостного права. При этом довольно часто крестьяне записывались под фамилией своих бывших владельцев.
20 февраля 2011, воскресенье
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
[SIZE="4"][CENTER]Герасим Семёнович Рогозин.[/CENTER][/SIZE]
Поселение, преобразованное позднее в город Суджу по высочайшему повелению царя Алексея Михайловича Тишайшего, располагалось на местности в полном соответствии с древнейшими традициями русского градостроительства.
Учитывая постоянную опасность нападения внешнего врага, на Руси издревле выбирались места для поселений и городов в труднодоступных местах: на возвышенностях, на крутых берегах рек, среди дремучих лесов. Получалось так, что сама природа - река, лес, болото, холм - играла большую роль в укреплении поселения и в его защите.
То же можно сказать и в отношении Суджи. Располагаясь у большой дороги, она занимала возвышенность, окруженную с запада Гусиным болотом, с юга и востока - рекой Суджей, а с севера - речкой Олешенкой, впадавшей в Суджу. Таким образом, место поселения было труднодоступным почти со всех сторон.
Находясь в приграничном районе русского государства, поселение принимало переселенцев с Украины, истекавшей кровью в борьбе с польско-литовскими завоевателями и католической церковью. Население Суджи росло, а само поселение, учитывая необходимость укрепления границ Московского государства, приобретало военную значимость.
Строительством городов в то время ведал специальный Разрядный приказ, в котором собирались данные о местности, где намечалось строительство нового» города. Изучалась топография места, опрашивались «служилые люди», составлялись планы местности, подробно описывались существующие в этом районе поселения и постройки, делались обмеры.
Собрав такие данные, Разрядный приказ представлял их на рассмотрение государя. Если принималось решение о целесообразности строительства, то царь издавал указ, в котором назначался воевода нового города, ответственный за организацию его строительства и руководство им. В этом указе воеводе предписывалось, где и сколько брать ратных людей для охраны во время строительства, какими делать крепостные укрепления, «город делать рубленый или острог», какими людьми делать город и сколько для этого нужно человек, нужны ли к острожному и городовому делу лотники, находящиеся на государственной службе, и «посоха» - местные жители, и многое другое.
Определялся также порядок заселения нового города жителями других уездов и городов. Очевидно, вот с таким указом государя и прибыл в 1664 году в слободу Суджу, переименованную в город, государев воевода Герасим Рагозин, произведший перепись населения и заложивший укрепления города.
Учитывая, что местность была богата лесом, естественно, главным строительным материалом было дерево. Из него строилось все: крепостные стены и башни, культовые сооружения, общественные и административные здания и, конечно же, жилье. Такие поселения, города или просто крепости, выстроенные из дерева, очень часто горели. Выгорая подчас дотла, снова отстраивались в кратчайшие сроки.
Кроме того, с развитием военной техники, оружия, необходимо было перестраивать и совершенствовать оборонительную систему и укрепления городов. Поэтому рассматривать город-крепость Суджу как некую застывшую градостроительную систему нельзя, так же, как нельзя точно определить ее границы, точно указать места расположения деревянных крепостных стен и башен, ибо эти элементы практически постоянно менялись. Город Суджа был обстроен в 60-х годах XVII века по всем правилам русского градостроительного искусства того времени.
20 февраля 2011, воскресенье
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
[SIZE="4"][CENTER]Первый храм из дерева[/CENTER][/SIZE] (статья из газеты).
В 1661 году слободу Суджу постигло несчастье - вся выгорела от большого пожара. В Москву была послана делегация с челобитной, в составе которой были священники сгоревших церквей: Вознесенской - Иван Терлецкий и Преображенской - Григорий Андреев. Их принял сам царь Алексей Михайлович. По его указу церковному притчу выделили пустопорожнюю землю, а также много церковной утвари и книг. В том же году новопостроенную слободу Суджу по царскому указу перевели в ранг городов, и первым стольником был назначен Герасим Семенович Рагозин, который и составил «Опись новопостроенного города Суджи».
В записках читаем: «промеж реки Суджи и речки Смердицы, у Московской и Белгородской дороги, ... стоит церковь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа серед слободы, а в той слободе 182 двора. Изначально церковь была деревянная в три купола (так тогда строили казачьи храмы), сейчас такие сохранились, например, в Сумах, Харькове. Так что исчислять дату основания Свято - Преображенского храма в Замостье следует, по крайней мере, от 1664 года. Первый храм простоял до середины XIX века. С расширением слободы, а Замостье стало центром волости, и в связи с Манифестом царя Александра II «О воле», в 1861 году началось строительство храмов в честь этого события. Новый пятикупольный храм в Замостье был освящен в 1865 г., а из старого деревянного построили часовню на новоотведенном месте под кладбище.
Новый храм соорудили с тремя приделами: центральный - во имя Преображения Господня, левый - во имя Иоанна Предтечи, а правый - Казанской иконы Божией Матери. В 20-е годы XX столетия храм расписали художники-академисты П. К. Лихин и Ф. П. Нестеров. Они выполнили основные живописные сюжеты, орнаменты, подготовительные работы проводил талантливый глухонемой самоучка С. В. Клименко. На украшение, роспись храма жертвовали личные сбережения замостяне. Значительный вклад внесла семья землевладельца Михаила Федоровича Марухненко, так, на пилонах главного нефа изображены святые Евдокия, Григорий, Михаил, Павел, имена, которых носили жертвователи - члены семьи Марухненко. По тогдашнему обычаю делегация паломников отправилась в Свято-Афонский монастырь, откуда и был принесен список иконы «Достойно есть». Среди паломников был еще один представитель рода Марухненко - Андрей. Теперь эта святыня находится в храме справа под аркой. Написана она в 1888 году, сюжет ее необычный, кроме классического изображения на иконе по углам еще имеются четыре медальона: «Благовещение», «Вознесение», «Рождество» и «Богоявление». В иконографии такой сюжет - новое явление. В этом же «ставнике», только в нижней части, находится икона с изображением образов семерых святых – Феодора Тирона, Агафьи, Иоакима, Василия Великого, Павла, Веры, Михаила. Это также имена наиболее активных жертвователей на храм. В нем же обретается икона «Цареградская» (она же Пасовская), стоит справа под главной аркой. Имеется и список с иконы «Пряжевская», который, как и большинство других святых образов, принесли с собою переселенцы с Украины.
И. Марухненко.
20 февраля 2011, воскресенье
Струков Виктор Струков Виктор Авторитетному мореходу Авторитетному грибнику
ДГС;102609:
..
Поселение, преобразованное позднее в город Суджу по высочайшему повелению царя Алексея Михайловича Тишайшего, располагалось на местности в полном соответствии с древнейшими традициями русского градостроительства.....
Спасибо за историю..Интересно.Хотя первая миниатюрка больше напорминает возвышенность над Пслом в районе Горналя..
21 февраля 2011, понедельник
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
Струков Виктор;102675:

Хотя первая миниатюрка больше напорминает возвышенность над Пслом в районе Горналя..

Возможно. Ведь это одна Средне - Русская возвышенность.
21 февраля 2011, понедельник
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
[SIZE="4"][CENTER]Светлый ангел упованья…..(о П.К. Лихине)[/CENTER][/SIZE]
Архивные материалы о жизни и творчестве известного суджанского художника П. К. Лихина, хранящиеся в краеведческом музее, пополнились эскизами фрагментов росписи церкви Преображения Господня с. Замостье. В музей их передала курский архитектор Елена Холодова.
Три эскиза и чертеж внутреннего устройства храма, выполненные рукой художника, - маленький штрих к известному, но документально непрокомментированному факту из творческой биографии Петра Константиновича. Не сохранились источники, пролившие бы свет на тот период, когда художник работал под сводами церкви. Впрочем, роспись в ней принадлежит не только кисти Лихина. Здесь творили также Ф. П. Нестеров (он в 20-е годы прошлого столетия жил в Судже и создавал цикл портретов «Беспризорники», натурщиками московского художника были воспитанники детдома в Горнали) и Клименко (инициалы неизвестны, и вообще участие этого художника в расписывании церкви документами не подтверждается). Живописали мастера кисти, пожалуй, в разное время. Специалисты - художники-реставраторы из Курска, чье авторитетное мнение не подвергается сомнению, побывали в Замостянской церкви в 1987 г. и установили, что лихинская роспись относится к 1922 году. Но все-таки работе в храме он посвятил не один год. В церкви в боковом приделе Иоанна Крестителя есть написанная икона Святого Иоанна Крестителя, на которой в нижнем правом углу четко написано: 1908 П. Лихин. В то время художник жил в Судже, у него был перерыв в учебе в Петербургской академии художеств.
В отмеченный год дорога к храму на Руси была открыта. Но 1922! Время смутное, неспокойное, вера вытравливалась из православных, с церквей срывали колокола, их разрушали, оскверняли. Сельская церковь Преображения Господня чудом избежала разрушения. Неизвестно, как работалось Лихину в запретном месте, какие неудобства приходилось терпеть. В сохранившихся воспоминаниях современников художника напрочь умалчивается период, когда он приходил в храм, общался с гонимыми церковнослужителями. К сожалению, невозможно восполнить пробелы в биографии живописца!
Церковь Преображения своих первых прихожан приняла в1865 году (была построена за 14 лет до рождения художника). Пятиглавая красавица стояла не расписанной, пока под ее своды не пришли мастера иконописи, способные запечатлеть на высоченных стенах сказочную красоту библейских сюжетов. Бывавшие в Преображенской церкви представляют себе масштабы росписи, которую сотворили талантливые художники. Дух захватывает, когда, подняв насколько возможно голову, вглядываешься в рукотворную красоту! Думаешь, как художники водили кистью на высоченных сводах, как вырисовывали мельчайшие детали рисунка в местах затемненных! Иконы, картины написаны так хорошо, что вызванный ими восторг эмоций не утихает до просмотра последнего произведения искусства в этой «картинной галерее».
Люди, впервые бывающие здесь, восхищаются росписью, многие говорят, что могли бы часами рассматривать ее, - негромким голосом нарушает тишину в церкви матушка Лариса, которая уже привыкла проводить экскурсии в церковной галерее.
«Несение креста», «Рождение Христово», «Исцеление прокаженного», «Крещение Господа на р. Иордан» - крупноформатные лихинские картины. Ученик Репина расписывал центральный придел Преображения Господня в подражание В. К. Васнецову и раннему М. В. Нестерову - так охарактеризовал стиль П. К. Лихина курский художник М. М. Заутренников, написавший в свое время диплом по его творчеству,
Преображенскую церковь художники расписали не полностью. Пустыми остаются до сих пор белые стены двух боковых приделов. Невозможно узнать, почему у художников не дошли до них руки. Сейчас же у церкви нет средств оплатить труды художникам не только за новую роспись, найти бы денег на реставрацию старой, освежить поблекшие краски. Рушатся лихинские фрески на своде при выходе из храма. В июле следующего года П. К. Лихину исполняется 125 лет со дня рождения. У людей побогаче есть повод пожертвовать храму деньги в честь юбилейной даты, в память о труде художника в создании красоты в храме.
Из переданных музею эскизов опознать удалось только один - ангелочков (на снимке вверху). Приютились они в верхнем углу свода трапезной: широкие большие крылья на голубом фоне окутывают три темные головки ангелов небесных. Легкая кисть перенесла их светлый образ из творческого воображения художника на реальное полотно. Они будут взирать со своего высока столько, сколько простоит храм на земле.
И в заключение важное дополнение. Вскоре после росписи церкви, в 1927 году, П. К. Лихин пишет картину «Трутни», изобличающую церковнослужителей. Как круто изменилось мировоззрение художника...
Инна Викторовна Демьяненко, «Суджанские вести».
21 февраля 2011, понедельник
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
[SIZE="4"][CENTER]Стоял на площади собор.[/CENTER][/SIZE]
Великолепный Успенско - Михайловский собор. Не верится, что этот красавец храм стоял когда-то на главной площади города.
За все время существования он перестраивался много раз. Изначально была сооружена соборная Успенская церковь, это произошло ранее 1664 года - года основания Суджи. Дважды перестраивали деревянную церковь, а в 1798 заложили новую каменную. В то же время решалось дело о соединении ее с Архангело - Михайловской церковью, стоявшей неподалеку. Она была такой же деревянной и обветшавшей. Объединились храмы лишь в 1834 году. С того времени Успенская церковь стала именоваться соборною Успенско - Архангельской. Собор времен 1861 года состоял из двух половин: в восточной было три придела: Успенский, Николаевский и Архангельский; эти приделы составляли «холодную» церковь; в западной половине находилось два теплых придела - Пасовский и Петропавловский. Лет через 15 прихожане задумали переделать старую холодную церковь и соорудить один большой теплый храм. Стену, разделявшую обе половины, разрушили, а приделы вновь выстроили и увеличили. Вот такой, как на рисунке, и стала соборная Успенско - Михайловская церковь. До 60 годов прошлого столетия возвышалась она в центре Суджи. Потом на том месте решили построить районный дом культуры. Собор разобрали на кирпич, который и использовали на эти цели.
21 февраля 2011, понедельник
Струков Виктор Струков Виктор Авторитетному мореходу Авторитетному грибнику
...И в заключение важное дополнение. Вскоре после росписи церкви, в 1927 году, П. К. Лихин пишет картину «Трутни», изобличающую церковнослужителей. Как круто изменилось мировоззрение художника...
По моему тут все просто и дело не в мировозрении. За что платили то и делал...Творческим людям тоже нужен хлеб насущный..
22 февраля 2011, вторник
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
Учительницу истории городской средней школы №2 Инну Васильевну Скибину знают и любят не только ученики, но и горожане. Заслужила она признание суджан общественной работой.
В 90-е годы, когда патриотическое движение получило широкий размах, И.В.Скибина, приняв эстафету от В.И.Поляковой, организовала один из лучших в районе уголков боевой славы, вместе с учащимися школы №2 занималась поисковой работой, проводила встречи и вела переписку с воинами 237-й стрелковой дивизии, освобождавшими Суджу от немецких захватчиков. Под её руководством многие герои ВОВ заняли почётное место в галерее славы, об их подвиге узнали люди.
Уйдя на пенсию, неутомимый краевед Инна Васильевна собрала и обобщила с благословения отца Иоанна, большой материал об истории Покровского храма города Суджи. Надо отдать должное неравнодушным прихожанам, которые делились с автором воспоминаниями и старыми фотографиями, работникам архива и краеведческого музея.
Непростую жизнь пришлось прожить Покровскому храму: это творение архитектуры перестраивалось несколько раз, пострадало во время войны, закрывалось в период гонений на религию.
[SIZE="4"][CENTER]Судьба Покровского храма.[/CENTER][/SIZE]
В красивом живописном месте города, на перекрестке улиц Ленина и Щепкина (в прошлом Курской и Покровской) стоит маленькая и уютная церквушка во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Она ровесница городу.
Воевода и стольник Герасим Рогозин в своей описи города Суджи, составленной в 1664 году, говорит: «...против Московских ворот за городом - церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, стоит средь слободы и в той слободе 118 дворов». Была церковь деревянная и небольшая по объёму. С течением времени она начала ветшать, и прихожане решили выстроить новую на прежнем месте, строительство завершилось в 1799 году.
По обветшании этой церкви прихожане решили выстроить новую каменную, место для нее было избрано другое и именно то, где ныне она находится. Освящение церкви последовало в 1828 оду. При церкви был одноэтажый домик - приходская школа. Приход храма: слобода Подол, улицы Покровская, Херсонская.
В 1915 г. церковь была отремонтирована, о чем гласит надпись на фундаменте алтарной части храма. Передо мной интереснейший документ - церковная ведомость за 1916 год. Составил ее священник Покровской церкви о. Сергий (Руднев). В церкви тогда было три престола: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, северный - во имя святого великомученика Пантелеймона, южный - во имя святителя Иосафа Белгородского. При церкви были огород и сад, доход от них составлял 25 рублей. В церкви хранились следующие документы: опись церковного имущества с 1858 г., копии метрических книг с 1774 г., исповедные росписи с 1809 г. и др.
В приходской школе обучались 20 человек, занятия вели священник и учительница Ольга Ивановна Несмачная. Старостой храма был купец Алексей Иванович Шабельников. Шли годы. Храм действовал до 1937 г. В этом году был арестован священник протоиерей Александр (Аушев), и церковь закрыли.
В годы Великой Отечественной войны во время налета вражеской авиации храм пострадал: была разрушена колокольня, повреждены часть купола, крыша. После войны церковь использовалась под склад. Так и стоял храм сиротливо, обветшалый, полуразрушенный и войной, и ветрами, и дождем, и нашим безумием.
«Нам жизнь воздаст свои оценки - кому упрек, кому - хвалу... Покровская мирская церковь стоит сироткой на углу» - пишет суджанский поэт П. Ветошкин и метко замечает: «Теперь никто уже не помнит, кто первый камень заложил. Кто стену клал и ладил купол, кто поднимал колокола... Я видел, как последний рублик соседка в церковь принесла».
Но храм выстоял, чтобы вновь возродиться. Всем миром его строили в камне в начале 19 века, всем миром его и восстанавливали в конце 20 века. Работы по восстановлению начались 24 мая 1994 года.
С 1997 года в храме впервые за 60 лет началось богослужение. А восстановительные работы продолжаются до сих пор. Осталось поштукатурить часть стен с южной стороны, произвести внутреннюю побелку, благоустроить территорию и т.д.
Прихожане любят свой храм, заботятся о нем и радуются, глядя на купол, который виден с любой точки города.
И.В. Скибина – историк, краевед («Вестник Суджи»)

Р.S. До 90-х годов на полуразрушенном храме жили аисты. Они прилетали в своё гнездо каждую весну и радовали суджан.
22 февраля 2011, вторник
RR RR
Третье фото ныне это пристань, что вниз от пожарки?
22 февраля 2011, вторник
Master Master
На третей фото и я есть, вот повезло...
22 февраля 2011, вторник
Nikso Nikso
При церкви был одноэтажый домик - приходская школа.
Наверное тот, из красного кирпича, позади церкви. Фасадом на улицу Ленина.
22 февраля 2011, вторник
Струков Виктор Струков Виктор Авторитетному мореходу Авторитетному грибнику
Master;102924:
На третей фото и я есть, вот повезло...

Master, третье фото смотрится по-старинному как-то..Или Вы это с дудочкой на носу лодки??
23 февраля 2011, среда
Master Master
Нет я купаюсь там в далеке возле большого куста на берегу...
Там моё любимое место купания в детстве было...
23 февраля 2011, среда
Фрида Крюгер Фрида Крюгер За Питерские репортажи За фоторепортаж За проявленный героизм! За Белгород! За стихотворчество!
Master;102924:
На третей фото и я есть, вот повезло...
Master;102943:
я купаюсь там в далеке возле большого куста на берегу
шутникЪ...
Есть 2 новых сообщения
У вас нет прав, чтобы писать на форуме, .