Сообщения за сегодня
Активность на форуме
1 час назад
2 часа назад
Фрида Крюгер добавляет сообщение в теме NEW YEAR
2 часа назад
SkyWolf добавляет сообщение в теме NEW YEAR
2 часа назад
3 часа назад
Онлайн 2
Нет пользователей
Были за 24 часа
Статистика
Тем 5 064
Сообщений 168 105
Пользователей 2 438

О знаменитых и малоизвестных земляках.

Просмотров 36712 Сообщений 159
23 февраля 2011, среда
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
RR;102913:
Третье фото ныне это пристань, что вниз от пожарки?

Да.На заднем плане - Покровский храм. В лодке - семья Постиных. Девочка (Люда) - моя однокласница.
23 февраля 2011, среда
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
[SIZE="4"][CENTER]Троице – Вознесенская церковь.[/CENTER][/SIZE]
Во время основания города Суджи (1664 г.) Троицкой церкви не существовало.
Как узнаем мы из описи города Суджи, составленной стольником и воеводою Герасимом Семеновичем Рагозиным, в местности, занимаемой ныне приходом Троице - Вознесенской церкви, находилась только одна Вознесенская церковь, выстроенная за стенами города на посаде или в слободе. «За городом, против Сумской башни, у самой татарской сакмы, церковь во имя Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, стоит середь слободы, а та слобода построена середь татарской сакмы, промеж речки Олешенки и Гусинова болота; а в той слободе 100 дворов», - говорится в описи новопостроенного города Суджи, составленной Рагозиным в 1664 году. В эту церковь жалована была царем Алексеем Михайловичем на содержание причта, подцерковная земля, находившаяся в общем владении с причтом Архангело – Михайловской церкви и причтом Преображенской церкви; первоначально этой земли жалуемо было 60 четвертей и сенных покосов на 500 копен; а затем, в царствование Федора Иоанновича, это количество земли в 1679 году было увеличено еще на 200 четвертей. В этот счет входила только удобная земля. Ныне же, благодаря захвату посторонних лиц, жалованной земли для Троицкой церкви имеется с остальными тремя церквами 1147 десятин 1862 саженя.
Первым священником в Вознесенской церкви был Иван Захарьев, он же Терлецкий, один из трех сыновей Захария Григорьевича Терлецкого, пришедшего в Суджу из польского местечка Омбишева.
Вознесенская церковь была деревянная, небольшая, с узкими окнами, колокольня стояла отдельно и была деревянная.
По своему устройству Вознесенская церковь походила на церкви того времени, в ней, как и в Успенской церкви, в западной части, возле паперти, находился «бабинец» - отделение, занимаемое женщинами-старухами, в бабинце около стены были лавочки, на которых сидели во время долгих богослужений.
В самой церкви стены были расписаны изображениями из истории Ветхого завета. Иконостас был трехъярусный, грубой резной работы. Живопись также была груба. Клиросы обставлены иконами в киотах.
Что же касается, собственно говоря, Троицкой церкви, то она по времени своего основания гораздо позже Вознесенской: тем не менее, она уже является существующею в 1701 году, как это видно из одной старинной описи города Суджи. Но, нужно думать, что она основана несколько ранее этого времени. Церковь эта находилась за стенами прежнего города - крепости, за валом и, как видно из плана города Суджи, составленного в 1784 году, не в далеком расстоянии от прежней старинной Покровской церкви. Жалованной земли при этой церкви не было.
В прежнее время церкви утверждались на деревянных столбах и имели деревянную крышу; через эти два обстоятельства церкви не могли долго существовать в прежнем виде, по причине ветхости должны были или ремонтироваться, или же вновь перестраиваться. Этому закону времени надлежала неминуемо и Троице - Вознесенская церковь - в 1804 году она настолько была ветха, что прихожане порешили вместо нее выстроить новую каменную церковь, при этом им пришлось склонить на свою сторону прихожан Архангело - Михайловской церкви соединиться в один приход и общими средствами выстроить одну большую каменную церковь, в которой в числе других престолов был бы устроен престол во имя Архангела Михаила; на такое предложение прихожане Архангело - Михайловской церкви неминуемо должны были согласиться, так как церковь Архангело - Михайловская положительно стала клониться к разрушению, а на поддержание ее не хватило средств. Епархиальное начальство вполне удовлетворило просьбу прихожан обоих церквей и, таким образом, была заложена одна большая каменная церковь с главным приделом во имя Живоначапьныя Троици и боковыми приделами: южным правым во имя Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и северным левым – во имя Живоначальныя Троици и боковыми приделами: южным правым во имя Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и северным левым – во имя Архангела Михаила.
Постройка этой церкви окончилась в 1812 году, и в этом году была освящена; колокольня по обычаю того времени выстроена была отдельно.
Но по соединении Архангельской церкви с Троице - Вознесенскою и земля подцерковная Архангельской церкви соединена была с землею Вознесенской церкви. Таким образом, при Троице - Вознесенской церкви образовался многолюдный приход, причем духовенство пользовалось, по сравнению с другими приходами, большими земельными угодьями. При Успенской же церкви и приход был небольшой, а земельных угодий совсем не было, приход жил бедно. По этим причинам духовенство Успенской церкви совместно с прихожанами стало ходатайствовать пред епархиальным начальством о причислении земли Архангельского прихода к Успенской церкви. Ходатайство это имело положительный результат, и в 1831 году земля Архангельской церкви была присоединена к Успенской церкви.
Вскоре после этого прихожане задумали расширить свой храм устройством еще двух приделов, в правой стороне - во имя Святителя Митрофана, а в левой - во имя Сретения Господня.
Таким образом, составилась Троицкая церковь в пять престолов.
24 февраля 2011, четверг
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
[SIZE="4"][CENTER]Шереметьевский мост.[/CENTER][/SIZE]
Суджа как город и крепость возникли не на пустом Месте. Поселение на правом берегу реки Суджи было известно давно, и лишь в 1664 году по высочайшему указу царя Алексея Михайловича большое торгово-ремесленное село становится не просто городом, а новой крепостью Белгородской оборонительной черты.
Не так-то просто объяснить, почему еще один укрепленный город появился в «глубоком тылу» засечной линии, зачем понадобилась новая крепость, которая и вооружалась отчасти за счет городов Белгородской засечной черты. Конечно же, продолжались набеги крымских татар на города и села курского края, но на целую сотню верст к юго-востоку стояла череда таких укрепленных городов, как Ахтырка, Вольный курган, Грайворон, Хотмыжск, Карпов, Белгород и другие.
Эти города продолжали оставаться крепостями. Но даже из Белгорода, стоявшего на пути крымских татар, в Суджу везли пушки и ядра. Ответ на этот и другие вопросы дает книга А. Терлецкого об истории Суджи, изданная в Курске более ста лет тому назад. Из этой монографии и позаимствованы некоторые цифры и описания исторических событий, в том числе и короткий рассказ о мосте через Суджу, построенном по приказу сподвижника Петра I Бориса Петровича Шереметева.
Сегодня у большинства жителей Суджанского района бесполезно спрашивать что-либо о знаменитом мосте, построенном в начале XVIII столетия. Но еще в начале века едва ли не каждый житель Суджи мог сказать, что мост через реку Суджу в сторону пригородной слободы Замостье сооружен в год Полтавской битвы. По нему переправились регулярные части петровского войска под командованием фельдмаршала Шереметева и взяли курс на юг, в сторону Полтавы.
Наверное, недолгим был век деревянного сооружения, построенного с одной целью: переправить солдат и обозы с оружием и провиантом на левый берег не очень широкой реки. Может, и послужил он мирным жителям Суджанской волости всего какой-нибудь десяток лет, но, как свидетельствует историк и краевед А. Терлецкий, мост между городом и слободой Замостье до самого конца прошлого столетия все еще назывался Шереметьевским. Ясно, что за двести лет переправа через реку менялась не раз, но коль она строилась на том самом месте, где забивали сваи солдаты Петра, то название сохранялось, а подробности прохождения войск через Суджу и Замостье передавались из поколения в поколение.
Строительство деревянного моста могло быть и чистой случайностью. Просто попался на пути войск небольшой городок, на окраине которого текла река, а надежного моста через нее не было. Случайность, однако, исключается. Маршрут движения русских войск к месту будущей Полтавской битвы разрабатывался заранее, и в нем была предусмотрена короткая остановка в Суджанской крепости.
В том, что надежного моста через Суджу в сторону Белгородской оборонительной черты не было раньше, возможно, и не стоит винить местных воевод. Ведь и сама река Суджа была как бы водной преградой на пути крымских татар, а значит, крепкий мост здесь был раньше не нужен.
Не приходится сомневаться в том, что Суджа как крепость помогала обороняться именно от тех крымцев, которых не смог остановить передний кордон. Между укрепленными городами Белгородской линии были немалые промежутки, что и помогало татарам пересекать оборонительную черту в глухих местах. И Суджа, построенная на перекрестке дорог, была для татар новой преградой.
Из всего сказанного видно, что Суджа имеет славное прошлое, да и сегодня она по праву считается одним из лучших райцентров нашей области.
Ф.Панов. 10.11.1999г
24 февраля 2011, четверг
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
[SIZE="4"][CENTER]Старая карта.[/CENTER][/SIZE]
Под номером 255 в регистрационной книге краеведческого музея значится карта города Суджи от 1784 года. Это одно из самых первых поступлений в коллекцию образовавшегося музея. Редкостный документ передал житель города Н. Н. Черпаков в октябре 1962 года. Надпись в верхнем левом углу гласит: «На подлинном написано собственною Ея Императорскаго Величества рукою Быть по сему Генваря 16 дня 1784 года въ С. Петербургъ».
Каждый посетитель на месте может не спеша рассмотреть нанесенные на карту городские кварталы.
24 февраля 2011, четверг
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
[SIZE="4"][CENTER]Исследователь суджанских кустарных промыслов.[/CENTER][/SIZE]
Среди исследователей народного быта, истории и археологии Курского края в XIX столетии Алексей Иванович Дмитрюков занимает достойное место. Он родился в 1795 году в Судже в мещанской семье, достаточно зажиточной, что позволило ему окончить Курскую гимназию и затем продолжить образование вольнослушателем на математическом отделении Харьковского университета. Всю свою жизнь он работал учителем в родных местах. Преподавал не только в Суджанском реальном училище, но был учителем и смотрителем в Щигровском и Рыльском уездах. Как талантливого учителя, его, несомненно, интересовал большой круг вопросов, связанных с жизнью суджан. Особенно его интересовали география, история и этнография.
В 1829 -1830 годах по своей инициативе Алексей Дмитрюков провел один из первых в России опытов по изучению археологических памятников, проведя раскопки курганов и городищ в Суджанском уезде в районе сёла Горналь. В 1849 г. он исследовал в г. Рыльске городище Ивана Рыльского и курганы, расположенные в монастырском саду. На основе исследований он собрал интересный материал по обитанию в этих местах славянского племени северян. Изучение городищ и курганов Дмитрюков проводил, опираясь на археологию, а также серьёзно работая с историческими документами, что позволило собрать ценный материал по истории Суджанского уезда. А. И. Дмитрюков скопировал и опубликовал много ценных для Курского края документов 17-18 веков, что позволило опираться на них последующему поколению историков и исследователей.
Являясь членом-сотрудником Русского Императорского географического общества, свои выводы и исследования он публиковал в газетах, журналах того времени, передавал их для изучения ведущим ученым. Так, основоположник восточно - славянской этнологии Д. К. Зеленин назвал его работы по описанию образа жизни русского и украинского населения «выдающимися по подробности описания». Значительная неопубликованная часть их хранится в архиве Российского Географического общества.
Долгие годы наш земляк вел переписку с известным историком и писателем М. П. Погодиным, эта переписка бесценна для истории и культуры городе Суджи, письма хранятся в отделе рукописей Российской государственной библиотеки.
Круг интересов А. И. Дмитрюкова был разносторонним. По заданию Императорской Академии наук он вёл метеорологические и астрономические наблюдения, за что был удостоен благодарности. В послужной список. Несомненно, эти факты говорят о таланте не только педагога, но и ученого-практика, который смог поднять интерес к городу Судже на российский уровень.
Чтобы понять круг разносторонних интересов Дмитрюкова, можно обратиться, например, к статье «О водоподъёмных насосах», опубликованной в «Курских Губернских ведомостях» в № 40 за 1855 год. Писал Дмитрюков и об актуальной для Суджи проблеме - прокладке через город шоссейной дороги: «Суджа, где роскошь не совсем еще восторжествовала над прежнею простотою нравов, и где жители ищут доходов в разделении занятий, при помещении города на большой дороге, несмотря на частые в нем пожары, скоро выйдет из-под пепла и возникнет порядочным городом, особенно, если окажется возможность провести хотя только через город с подгородными слободами шоссейную дорогу, могущую уничтожить трудный через него проезд по случаю бывающей в нем сильной грязи». В той же газете в № 23 за 1853 год он сообщает о чудесном событии, случившемся в Судже в 1841 году, когда в сильнейшем пожаре чудесным образом сохранился Троицкий храм. От раскаленного воздуха загорались ближние строения, порывы бури переносили пламя на дальнее расстояние, а храм, находившийся в центре огня, уцелел. Жители города в знак искреннего сокрушения перед Богом 17 мая 1853 года заложили при Троицкой церкви теплый придел во имя Святителя Христова Митрофана, собрав на эти цели только в день закладки 300 рублей серебром. Этот пример интересен тем, что показывает, как высока была нравственность горожан, которые с трепетом относились к святыням. Сохраненный дивным образом храм и сейчас является главным украшением города и так же нуждается в сборе средств на реконструкцию, так как в 2012 году ему исполняется 200 лет со дня освящения.
В статье хочется подробнее написать о том, что А.И. Дмитрюков был, пожалуй, единственным, кто в середине XIX века изучал на научной основе быт и культуру суджан и, как её составляющую, - кустарные ремесла и промыслы. Он застал их в период относительного расцвета, поэтому дал объективную оценку их состояния, убедительно показал исконность промыслов. В журнале «Вестник Императорского Русского Географического общества» за 1854 год исследователь публикует статью «Ремесла в городах Судже и Рыльске», где даёт сравнительный анализ состояния ремесел в этих городах. Автор указывает на то, что в Судже ремесла и промыслы развивались с глубокой старины, некоторые возникли на основе цеховых профессиональных ремесленных объединений мастеров. Это 5 ремесленных цехов: ковальский (кузнечный), калашницкий (хлебников), кравцов (портных), горшечный (гончарный) и ткацкий. Дмитрюков дает их подробное описание, показывает, что именно цеховое устройство промыслов дало тот высокий уровень развития ремесел по сравнению с упадком, что наблюдается в Рыльске. Также кратко описывает остатки, цеховых традиций, какие наблюдаются у цеховых мастеров, прежде всего «Цеховые значки или хоругви, употреблявшиеся ещё недавно при всех крестных ходах и при несении тела на кладбище, причем мары (носилки) покрывались цеховым сукном с изображением цеховых знаков и надписи». Каждый цех составлял свое особое общество из тех же жителей - мастеровых. Он имел цехмейстера, старших мастеров и младших подмастерьев. Собрания были в доме цехмейстера или в другом, избранном цеховыми, там же хранилась скрынька (сундук) с цеховою суммою, цеховые значки, сукно и прочие принадлежащие цеху вещи. Письменно дел не производили, а отправляли всё словесно». Интересен и другой отрывок об учениках в цехах: «Ученики были троякие: платившие деньги за учение, грубники, бедные, взятые для обучения из сострадания, без платы. И третьи, взятые на урочное время сироты, которых раздавало общество с обязательством мастера учить сироту своему ремеслу, содержать на своём платье и обуви, пище и вносить за него подати. Например, если сирота был малолетний, от 5 до 10 лет, то отдавали на 12-15 лет, если взрослее, на меньшее число лет. Причем все общество выигрывало тем, что получало будущего сочлена, привыкшего к труду, наученного ремеслу, сохранившего нравственность, сирота удобнее всего со временем смог бы сделаться подмастерьем, мастером и хозяином. А воспитавший его мастер получал награду от работы. Нищенство и тунеядство с происходящими от них пороками не распространялось». Нравственные цеховые обычаи, какие возникли в казачьей среде, распространялись и на других жителей, что укрепляло нравственность в г. Судже.
Наиболее подробно рассказывается о кузнечном промысле, который во времена жизни А.И. Дмитрюкова был в процветающем состоянии. «Первые кузни были при проезде в Сумы, Рыльск, Льгов, близ Гусиного болота - 25 кузниц, 40 горнов. Вторые - при выезде из Суджи в Курск, Обоянь и другие близ речки Суджа - 18 кузниц, 36 горнов. В слободе Заолешенке - 7 кузниц, 8 горнов, в слободе Замостье - 4 кузницы, 8 горнов. Потребление кузнецами железа в Судже в год 10 000 пудов. Три кузницы славились выработкой топоров - 1500 в год, а также долотами, ножнами, сверлами. Подковы, сошники, серпы, заступы, лопатки, буравы, шворни, мельничьи принадлежности делают искусно во всех кузницах ручными молотами, даже лемех для английского плуга. Слесарные и медные вещи выделывают потомки «котлярей» медников, которые занимаются починкой ружей, замков, самоваров или деланьем новых с заметным искусством. Ружья были представлены на Коренную ярмарку, а пистолет работы котляра Александра Карелина заслужил похвальный лист. Пробовали подражать суджанам и в изготовлении подков, но извозчики всегда угадывали, что это не суджанские, у которых никогда передний шип не загибают, отковывают его отдельно, вставляют в пробитую скважину и потом приваривают, чтобы не было заметно сварки. Серпы здешние уважают лучше, чем заграничные, которые появляются на ярмарке, были изогнуты и менее удобны в работе».
Описанию гончарного промысла также уделено много места. Дмитрюков отмечает, что «Горшечники здешние занимаются не одним деланьем горшков, но они же и печники, делают изразцы, по-здешнему «кафли». Глину добывают в Суджанском уезде разных сортов и доброты.
Есть глина желтоватая с красными прожилками, синеватая с черными, темная и прочие. От умения смешивать разные сорта глин зависит доброта горшков, которыми славится Суджа в смежных уездах». Важно упоминание о том, что изразцы покрывали глазурью желтого, палевого и зеленого цветов. Упоминается, что суджанские мастера делали художественную керамику: «Кроме изразцов делают ещё из глины, помуравленные различные затейливые сосуды в виде медведей, орлов и других животных и даже самовары». Этот факт интересен тем, что в России это одно из первых упоминаний о фигурных сосудах. Например, в Скопине Рязанской губернии их начинают делать только в 60-е годы XIX века. Важен сам факт того, что гончары используют для покрытия изделий глазурь, далеко не все промыслы в то время имеют в своём развитии эти технологические средства. Интересен и тот факт, что суджанские гончары в отличие от рыльских использовали ножной гончарный круг, рыльские же гончары работали в то время на ручном, и только молодое поколение мастеров в Глухове приучилось работать на ножных гончарных станках. Мастера-гончары в Судже знали и печное дело, о чем упоминает Дмитрюков, они могли класть простые голландские печи, и стоило им посмотреть на какое-либо новое устройство печи, то могли его повторить. Мастера могли делать цеглу, подовый кирпич, обычный строительный. Исследователь приводит тот факт, что после пожара в сл. Гончарной некоторые гончары построили себе избы из кирпича собственного изготовления, кирпич клали на извести или глине. Эти ценные сведения о гончарном промысле показывают его активное развитие в течение практически 200 лет, начиная с середины 17 века. В исследованиях Дмитрюков упоминает и работу других ремесленников и промысловиков - серебряников, сапожников, кожевников, столяров, бондарей-бочаров, красильщиков, иконописцев.
Наиболее известная его работа по этнографии опубликована в журнале «Московский телеграф» в № 9 за 1831 г. - «Нравы, обычаи и образ жизни в Суджанском уезде», где автор даёт подробное описание русских и украинских жителей. Ценна статья, опубликованная в «Курских губернских ведомостях» № 22 от 1865 года «Об отчуждении старозаимочных земель войсковых обывателей людям всякого сословия». В ней автор убедительно доказывает, что значительная часть суджанских жителей принадлежит к казачьему сословию на том основании, что те исконно проживали на своей казачьей земле и владели ею на правах частной собственности. Ссылаясь на документы и акты земельных владений, показывает, что жители суджанские в своем большинстве природные казаки, войсковые обыватели, ставшие после реформ государственными крестьянами. Более того, земли эти в свое время не входили в число земель, принадлежащих Московскому государству, и не могли быть пожалованы царями за службу, как это произошло с землями казаков Рыльского и Льговского уездов, пожалованных Петром Великим Гетману Мазепе. Это важные сведения актуальны и в наши дни для понимания, что за население жило в этих местах, и кем По-существу являются коренные жители Суджанского уезда. Дмитрюков пишет: «Посему Палата Государственных имуществ должна будет согласиться, что бывшие казачьи, а ныне войсковых обывателей земли, могут быть отчуждаемы и теми войсковыми обывателями, у которых за давностью времени утеряны законные документы». Это непосредственно связано и с теми народными культурными традициями, какие бытовали на суджанской земле на протяжении трех столетий. В наше время эта работа А. И. Дмитрюкова также важна, так как и сейчас значительная часть коренных жителей Суджанского района может по праву гордиться казачьим происхождением. Это касается не только жителей исконного украинского происхождения, но и русского, проживание их предков на казачьей земле и владение землёй давало право, на службу в казачьих, а затем в драгунских и гусарских полках.
Умер А. И. Дмитрюков в 1868 году. Он многое успел сделать для родного края. До самой смерти его работы имели интерес у публики, выходили в различных изданиях, вызывали споры. О его гипотезах и научных работах однако общественность знает мало, поскольку большинство работ было доступно только в рукописях.
Имя Алексея Ивановича Дмитрюкова, известного в своё время учителя, пожалуй, сейчас известно только историкам и краеведам, а между тем, его заслуги в 1852 году были оценены по достоинству: орденом Святого Владимира 4-й степени «в знак 35-летней беспорочной службы по воспитанию юношества». Конечно, суджанам важно, чтобы труды Алексея Дмитрюкова были изучены и опубликованы, они дают важный материал о прошлом Суджанского района, помогают понять истоки малой родины.
Ю. СПЕСИВЦЕВ, народный мастер России, член Союза художников РФ.
«Суджанские вести» 13.10. 2010г.
24 февраля 2011, четверг
Master Master
О Шереметьевском мосте ни когда не слышал, очень интересно, но какой из имеющихся в Судже, т.е. место где был именно Шереметьевский определить наверное не возможно, через Суджу сейчас по моему 5 мостов и какой из них?...
Мне как то говорили в детстве, что в районе того места где на фото девочка возле лодки (в шутку купаюсь я) был ещё один мост и он сгорел во время войны...
24 февраля 2011, четверг
RR RR
Шереметьевский мост.
Первое фото было снято в Гуево, там как раз мельница видна. Я даже выкладывал с этого ракурса фотографии.
24 февраля 2011, четверг
Фрида Крюгер Фрида Крюгер За Питерские репортажи За фоторепортаж За проявленный героизм! За Белгород!
Так это на месте старого Шереметьевского моста построили новый, который близнец нашему Белгородскому мосту?
24 февраля 2011, четверг
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
Master;103093:
О Шереметьевском мосте ни когда не слышал, очень интересно, но какой из имеющихся в Судже, т.е. место где был именно Шереметьевский определить наверное не возможно, через Суджу сейчас по моему 5 мостов и какой из них?...

"Потомок" Шереметьевского моста см. на 2.3.6 миниатюрах. 4.6 - современный пешеходный мост к Замостью.
А вообще мостов в Судже много.
24 февраля 2011, четверг
Фрида Крюгер Фрида Крюгер За Питерские репортажи За фоторепортаж За проявленный героизм! За Белгород!
Ага, значит это он. Близнец нашего моста, Шереметьевский. Здесь>>>
24 февраля 2011, четверг
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
[SIZE="4"][CENTER]Преданье старины глубокой.[/CENTER][/SIZE]
[CENTER]Статья из газеты.[/CENTER]
В уездной Судже в 1827 году насчитывалось 4574 человека мужского и 4998 - женского пола. Проживали в уезде коренные жители малороссияне и русские, начавшие селиться здесь с 1664 года. Народонаселение занимало пространство земли в 2210 кв. верст.
Нравы, обычаи и образ жизни суджан тех давних лет были совсем иными. Какими же? В предложенном отрывке из статистического описания Суджи и уезда, составленном в 1828 году учителем уездного училища Дмитрюковым, мы найдем ответ на этот вопрос. Описание в этой статье - увлекательное, исторически познавательное чтение.
«Нравы здешнего дворянства еще не уклонились от простоты предков. И в нынешнее время встречается здесь гостеприимство (отличительное свойство народов славянских поколений), и теперь благотворительность заставляет отвергать более или менее щедрую руку, и в наше время, не только соотечественник, но даже иностранец в домах дворянства и вообще чиновников Суджи и уезда найдут стол, одежду и пособие денежное.
Сироты также многими призреваются и вдовы наделяются всем нужным к содержанию их семейств. Одним словом, все мирные добродетели переходят из рода в род. Жаль только, что сии свойства у некоторых потемняются также общими здешними недостатками. Роскошь и праздность - нравственные бичи рода человеческого - бывают часто причиною изменения нравов и обычаев народных. Наклонность к открытой и веселой жизни, вообще замечаемая у здешнего дворянства, не ведет к хорошему. Пенистое иностранное вино в бокалах, за лакомыми блюдами подаваемое, рождает болезни, заводит ссоры и оканчивается непримиримыми неудовольствиями.
Одежда и уборы дворянства и чиновников, равно и жён их, вообще говоря. Суть иностранные и мало приличные нашему климату, а особливо у женского пола. Мужчины в одежде и уборах не столько роскошны, как женский пол.
По означенным причинам дворянки одежду шьют большей частью в своих домах, равно и экипажи делают у многих дворян свои каретники. Моды, за отдаленностью обеих столиц и других больших городов, переменяются не очень часто. В помещении домашнем любят здесь простор, даже до излишества Порядком и чистотою в домах также многие отличаются, заменяя тем пышность в убранстве комнат.
Посуду серебряную каждый более или менее имеет, и многие весьма в большом количестве - это здешнее щегольство. Внутреннюю или домашнюю жизнь дворяне здешние проводят в занятии хозяйственными домами и в разделении времени со своими соседями, т е. в угощении, а наиболее в карточной игре разного рода, в езде на псовую и птичью охоту, рыбную ловлею - и только!
Публичные увеселения были в Судже два раза в зимнее время, в прошлых 1826 и 1827 годах, и состояли в танцах, игре в карты, а для общественного провождения времени летом нет в городе публичного места. Концерты весьма редко дают здесь приезжающие иногородние артисты. Купечество и мещане в образе жизни, одежде и гостеприимстве вообще более роскошны, нежели позволяет им достаток. У редкого из мещан и мастеровых нет самовара и фаянсовой посуды. Одеяние их часто бывает не по званию: они, а особливо женщины, стараются сблизиться в покрое платья с дворянами, многие мещанки носят гребешки, чепчики, шляпки.
Одежда русских простолюдинов состоит в праздники и будни из длинных чекменей, серого, домашней работы, сукна, а зимой - тулупов, обувь составляют лапти, щегольство заключается только в шапке из черного плиса с серым узким околышем, а в летнее время - в поярковых шляпах. Женщины украшением себе ставят тонкие рубашки, а особливо рукава, для чего покупают миткаль, кисею и коленкор, сверх рубах надевают они сарафаны черного и других цветов, большею частью из суконной пряжи, или самими вытканными, а в праздник сарафаны бывают из фабричного сукна. Жилые покои у простолюдинов мало отличаются от русских
У малороссиян в обыкновении в чистой светлице имеется всегда покрытый ковром (по здешнему - килимом) стол, на котором лежат хлеб и соль, переменяемые от печева до печева, то есть: из вынутых из печи хлебов один относят в светлицу, где он должен лежать до тех пор, пока опять испекут хлебы и положат из них один на перемену прежнего. Стол, лавки и все находящееся в светлице держат малороссияне в возможной чистоте, да и в избе, в которой варят есть, каждую субботу хозяйка смывает стол, лавки и перемывает печные орудия, а печь обливает разведенным мелом и в известных местах расписывает серой глиной. Не как у русских: у них печь белится тогда, когда вновь кладется, а о стенах и потолке говорить нечего.
Справедливо сказал император Александр I, бывши в 1819 году августа 8-го дня в Петрозаводске, что «роскошь в мебелях вовсе неуместна для мещан и ремесленников, но опрятность в жилищах имеет влияние не только на здоровье, но и на самую нравственность хозяев, которые, любя свои опрятные дома, делаются от того счастливее».
Домашнюю жизнь малороссияне простолюдины проводят в сельских занятиях и полевых работах. Приветливое и ласковое провождение времени с гостями проходит у них обыкновенно в угощении. Русские не менее склонны к гостеприимству, но угощение у них заключается в простой пище. Русские живут обыкновенно большими семействами, которые иногда состоят из сорока и более обоего пола душ».
Подготовила старший научный сотрудник Т. Исаенко.
24 февраля 2011, четверг
RR RR
А третье фото это случайно не белый угловой дом на перекрёстке ул. Щепкина и ул. 1 Мая?
24 февраля 2011, четверг
Струков Виктор Струков Виктор Авторитетному мореходу Авторитетному грибнику
"Ярмарка в г.Суджа"..на каком же месте это было??
24 февраля 2011, четверг
RR RR
"Ярмарка в г.Суджа"..на каком же месте это было??
Мне кажется там, где сейчас улица 1 Мая, ближе к почте
24 февраля 2011, четверг
Тося Тося
Мне кажется на 3-ем фото (Дом священника) был буфет. Потом его снесли и построили многоэтажный дом - 4-ое фото.
Есть 2 новых сообщения
У вас нет прав, чтобы писать на форуме, .