Сообщения за сегодня
Активность на форуме
7 часов назад
8 часов назад
RR добавляет сообщение в теме Времена года.
8 часов назад
10 часов назад
10 часов назад
Онлайн 2
Нет пользователей
Были за 24 часа
Статистика
Тем 5 071
Сообщений 170 257
Пользователей 2 456

Собираем по крупицам историю Суджанского района

Просмотров 45457 Сообщений 126
11 мая 2009, понедельник
RR RR
Это опять я со своим хутором. Неужто не получается?
Извиняюсь. Закрутился-завертелся. Возможность никак не представлялась. А ещё никак не удаётся встретить одного человека который бы очень хорошо просветил на счёт хутора Никольский.
Может быть кто-нибудь ещё из форумчан обладает такой информацией?
И еще, есть ли в Сужданском районе какой-нибудь краевед
Наверное есть, но кто именно не знаю, так как не обладаю такой информацией.
11 мая 2009, понедельник
Nikso Nikso
15 июня 2009, понедельник
RR RR
Интересный обычай есть у нас. Это происходит после того, как женят (выдают замуж) последнего ребёнка в семье. На следующий день, родителей наряжают, сажают в разнаряженную тачку и возят по улице, а потом моют ноги. Короче интересный обычай, но я не совсем в курсе всех тонкостей.
Вот случайно запечатлел пару фотографий на мобильный.
15 июня 2009, понедельник
Красноармеец Сухов Красноармеец Сухов
Не знаю насчет последнего ребенка, но в тачке на свадьбах возят, да. Видимо, это очень древний обычай, распостраненный на Руси.
15 июня 2009, понедельник
RR RR
Видимо, это очень древний обычай, распостраненный на Руси.
Ясно что не современный joke
Я, кроме Суджи, больше нигде такого не встречал
15 июня 2009, понедельник
Красноармеец Сухов Красноармеец Сухов
так катают на украинских свадьбах. В инете, правда на украинском языке, есть подтверждение. Верно и то, что это бывает, когда женят выдают замуж последнего ребенка в семье. Откуда такое в Судже?
Украинцам-казакам, черкасами их тогда называли, позволено было поселиться на суджанской земле, в 17 веке кажется - они ушли со своих земель в районе Канева, Черкасс, Киева от польских зверств.
Может, они и занесли эту традицию сюда. А может - передалось от сумских соседей. Но сдается мне, это древнеруский обычай все же. Славянский.
15 июня 2009, понедельник
Nataly Nataly
Второй день свадьбы тоже начинался с застолья, но уже у родителей невесты. Обязательным блюдом были вареники с калиной — как символ «честности» молодой. Во второй день свадьбы отменялась строгая регламентированность, присущая начальному этапу торжества, и допускались самые разнообразные отступления от обычных норм поведения и этикета. Катали в корыте родителей молодых, били горшки на животе у тещи и свекрови, позволяли вольные шутки, рядились цыганами... Заканчивалась свадьба тем, что ряженые, наловив кур по дворам участников гулянья, варили на костре куриную лапшу. Это называлось «тушить свадьбу». В прошлом, как пишет П. Близнюков, свадьба продолжалась одну-две недели, и угощения устраивались поочередно, по дворам всех гостей. О таких долгих свадьбах вспоминают и бесленеевские старожилы, с которыми нам довелось встречаться.
http://budetinteresno.narod.ru/kraeved/besleney.htm
29 июня 2009, понедельник
@Le)( @Le)(
Это всё происходило на свадьбе моей подруги-забавно до безумия)))))
24 сентября 2009, четверг
VictorV. VictorV.
Кто такой Высоцкий? Чья усадьба в Куриловке - памятник архитектуры, зарастает кустами так, что летом я ее даже сфотографировать не смог, кто такие Соломатин и Тахтамиров, кто такой П.Д. Долгоруков ( ему принадлежала мельница в Гуево, на которую, говорят, издалека муку возили, и разрушающийся дворец )
Здравствуте Nikso! Вполне возможно, я имею некое отношение роду дворян Высоцких, чья усадьба пропадает ныне в Куриловке. Судя потому, что вы интересуетесь историей вашего края, вы бываете в районном архиве. Не могли бы вы посмотреть там документы о роде Высоцких, предположительно живших в царское время между Суджей и Миропольем (это так же Суджанский район) вернее проверить наличие таковых документов в архиве района в принципе. Я собираюсь дать запрос в Курский областной архив на этот счёт и в данный момент обдумываю текст запроса. Одним словом, давайте поможем друг-другу. Заранее благодарю, Виктор.
24 сентября 2009, четверг
Nikso Nikso
2 VictorV
Живу в Украине, в Судже бываю редко. На некоторые Ваши вопросы некоторые ответы дадут ссылки:
1)Телефон Суджанского районного архива от RR
2)О Долгоруком П. Д.
3)О Тахтамирове К.Ф.
Сведения о предках можно также найти также на сайте Российская генеалогия
8 ноября 2009, воскресенье
Джеки Джеки
А обычай "мыть ноги" родителям на второй день свадьбы в Судже называется Перезва(ударение на последний слог)!!!!! Это веселое шествие смешно наряженных гостей, а родителей еще более смешно одетых(обычно как маленьких детей, слюнявчики, чепчики,бантики) везут в тачке к реке, а там уже самое интересное начинается))))) Сначала их вымазывают, а потом моют!!!! Обязательные атрибуты, гармонь и водка, песни и смех))))
8 ноября 2009, воскресенье
RR RR
называется Перезва(ударение на последний слог)!!!!!
Спасибо Джеки, интересное название, перезвА
2 февраля 2010, вторник
Nikso Nikso
Краткое изложение статьи преподавателя Харьковской государственной академии дизайна и искусств Шулики В.В. "ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ ХРАМОВЫХ СТЕНОПИСЕЙ СЛОБОДСКОЙ УКРАИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА ХХ СТ."

Большинство Храмовых росписей второй половины XIX начала ХХ ст., на сегодняшний день, из-за нецелевого использования храмовых зданий в Советский период не сохранилось. Практически не сохранилось ни одного храма, где бы можно было увидеть живописное убранство стен в его первоначальном виде. Типичная картина – это уцелевшие фрагменты стенописи, либо отдельные композиции, по которым трудно представить полный ансамбль изображений.

Среди сохранившихся ансамблей стенописи второй половины XIX ст., в первую очередь следует назвать росписи храма Рождества Христова в с. Уланок Суджанского района Курской области, где сохранилось 70 % стенописей (утрачены росписи купола и потолка).

Храмовых росписей начала ХХ ст. сохранились несколько больше. Это стенописи храмов: 1. Иконы Божьей Матери Знамения Курская-Коренная в с. Борки Суджанского района Курской области (после 1903 г.), 2. Свято-Ильинский храм в с. Заолешенке Суджанского района Курской области (1903 г.), 3. Спасо-Преображенский храм с. Замостье Суджанского района Курской области (росписи выполнены в 1922 г. Ф. И. Нестеровым, П. К. Лихиным и В.С. Клименко).

На основании уцелевших храмовых росписей, можно выделить три типа решения храмовых стенописей.

Первый тип росписей можно условно назвать копийным. За основу таких стенописей, брался некий авторитетный образец. В Российской империи, во второй половине XIX начале ХХ ст., такими авторитетными образцами были столичные храмы: храм Христа Спасителя в Москве и Свято-Владимирский собор в Киеве.
Из сохранившихся храмовых росписей к первому типу можно отнести стенописи Свято-Ильинского храма в с. Заолешинке (Суджанский район Курской обл.), где на сводах шатрового купола помещены изображения праздников: Воскресение Христово, Вознесение, Преображение Господне и Успение Пресвятой Богородицы. Эти четыре композиции повторяют росписи парусов храма Христа Спасителя в Москве. Несмотря на иные конструктивные особенности храма, росписи которого послужили образцом, и храма в котором они были повторены автор Заолешинских стенописей свободно их размещает нечего ни меняя в композиции. Купол храма, незначительный по размеру, так же ориентирован на московский образец. В нем изображен Господь Саваоф. На западной стене помещено изображение страшного суда, которое повторяет роспись собора св. Владимира в Киеве.

Второй тип представляет собой изображения святых, расположенных по «типам святости», с редкими сюжетными композициями. Примером такого решения могут служить стенописи Знаменского храма в с. Борки (Суджанского района), где помещены следующие изображения: 1. «Христос Царь Иудейский» (надписание «Спаситель в терновом венце»); 2. Явление Христа Марии Магдалине; 3. Св. прп. Феодора; 4. Св. великомуч. Варвара; 5. Св. апл. Петр и Павел; 5. Св. великомуч Екатерина; 6. Св. прор. Анна; 7. Св. священомуч. Власий; 8. Св. Никита арх. Новгородский и Св. муч. (?); 9. Усекновение главы Иоанна Предтечи; 10. Прп. Исталаин; 11. Св. Анастасия; 12. Прп. Серафим Саровский. 13. Св. Афанасий Александрийский; 14. Св. муч. Марина и др. Святые изображены на фоне низкого горизонта, с растительностью в виде пальм, кипарисов и т.д. Купол расписан в виде звездного неба. В парусах изображены Евангелисты. Над северным приделом роспись «Пресвятая Дева среди ангелов. Достойно есть», над южным «Придите вси ко Мне труждающиеся и обременении и аз упокою вы». Росписи Знаменского храма выполнены после 1903 г., о чем свидетельствует изображение прп. Серафима Саровского. К этому же типу относятся росписи Введенского храма в с. Белице Беловского района Курской области. Росписи Введенского храма сохранились фрагментарно, однако по уцелевшим фрагментам можно утверждать, что они близки Борковским росписям, как по технико-технологическим, так и по стилистическим характеристиками.

Третий тип можно назвать сюжетно-повествовательным. Ярким примером этого типа являются стенописи храма Рождества Христова в с. Уланок. На стенах храма размещены сюжеты Ветхого и Нового Заветов. В отличии от
средневековых храмовых стенописей, Уланковские росписи представляют собой совершенно иной порядок размещения сюжетов. Как правило, в средневековых купольных храмах, росписи изображающие сюжеты Священного Писания, располагаются не в хронологическом порядке, а согласно годовому литургическому календарю. В храме с. Уланок напротив, росписи располагаются хронологически, согласно земной жизни Спасителя. Поскольку храм в Уланке посвящен Рождеству Христову, то здесь помещены сюжеты христологического цикла.
Первой росписью, с права от входа, согласно канону, является «Рождество Христово» («Поклонение волхвов»). Напротив нее помещена роспись «Избиение младенцев». Эти две росписи относятся к моменту Воплощения Бога Сына. Следующие росписи, расположенные напротив друг-друга «Изгнание торговцев» и «Исцеление расслабленного», знаменуют собой первый год служения Христа. Следующие четыре росписи «Притча о богатом и Лазаре», «Юноша вопрошающий Спасителя, как наследовать жизнь вечную», «Притча о блудном сыне» и «Положение во гроб», относятся к третьему году служения Спасителя. Далее, в боковых приделах расположены две росписи, написанные на Ветхозаветные сюжеты. Это росписи «Лествица Иакова» и «Видение
пророка Исаии о пришествии Спасителя». Обе росписи изображают Ветхозаветные пророчества о приходе Мессии. В алтаре помещены росписи «Моление о чаше» и «Воскресение Христово», которые знаменуют собой начало и конец Христовых Страстей. На западной стене изображен Страшный Суд – грядущее явления Христа.
3 февраля 2010, среда
RR RR
А вот интересно, простая жизнь народа, его быт, его обычаи где-нибудь и как-нибудь фиксировались?
19 марта 2010, пятница
Сергей Сергей
[CENTER][SIZE="3"]Очень интересно![/SIZE][/CENTER]

Суджа — уездн. г. Курской губ., ст. Моск.-Киев.-Ворон. ж. дор. (на узкоколейной ветви Рыльск-Корнево-Суджа), при рч. Судже и Олешне. Предполагают, что С. основана в XVII в.; в первое время она считалась сотенным мст. Сумского слободского казачьего полка и была укреплена валом и рвом, а с 1664 г. стала известной под именем города. В 1708 г. С. приписана к Киевской губ., в 1719 г. состояла в Белгородской провинции этой губернии, в 1779 г. назначена уездным городом Курского наместничества. К городу примыкают слоб. Гончарная, Заолешинская, Подол и Замостье. Жит. 12856 (6411 мжч. и 6445 жнщ.). Промышленность и торговля незначительны. Крестьяне занимаются преимущественно хлебопашеством, мещане — промыслами кузнечным (подковы, сошники, гвозди, топоры и др. металлические изделия), ткацким, гончарным и портняжным; у гончар даже особая слобода (140 дв.). В 1899 г. в городе было 1 водочн. зав., 3 крупорушки паровых, 1 маслоб. паров. и 1 кожев. зав., с производством 153000 руб. Торговля хлебом, лошадьми, рогатым скотом, съестными припасами, мануфактурным и щепным товаром. Ярмарок 4, с оборотом в 82000 р. Женская прогимн., уездн. учил., два приход. учил., земская больница на 30 кров., земская публичная библиотека. Городских доходов в 1899 г. 20708 руб., расходов 20725 руб. Городских недоимок к 1 января 1900 г. 1134 руб.

Суджанский уезд — лежит в зап. части Курской губ.; юго-зап. часть у. пересекается узкоколейною ветвью Моск.-Киев.-Ворон. жел. дор. Площадь у. — 2461,9 кв. вер., имеет главное склонение от СВ к ЮЗ — к стороне р. Псла; возвышенная часть ее (абс. высота 798 фт. — с. Скородное) находится в сев.-вост. углу, где проходит водораздел между притоками Сейма и Псла. Южн. часть у. представляет равнину, склоняющуюся от Ю к С. В геологическом строении поверхности у. наибольшее участие принимают нижнетретичные отложения в виде зеленых главконитовых песков и песчаников, белых песков и пестрокрашенных глин, прикрытых толщами лёсса и лёссовидных суглинков. В долине р. Псла выступают местами и более древние верхнемеловые осадки. Из полезных ископаемых в уезде встречаются фосфорит (в виде желваков в зеленых главконитовых песках) и гончарные глины. Почва преимущественно черноземная, исключения следующие: сыпучие пески встречаются по правую сторону р. Псла ок. 3 селений и по обеим сторонам той же реки ок. зашт. гор. Мирополья, супески местами по берегам р. Псла, каменистая почва обнаруживается около сел. Кременного. Уезд принадлежит к речным системам Семи и Псла, хотя весь лежит в системе р. Днепра. Семь (или Сейм) протекает вне уезда, и только притоки ее Реут и Снагость получают здесь свое начало. Псел же пересекает южную часть уезда от В к З и принимает в себя Рыбицу, Корочку, Белицу, Ворожбу, Смердицу с Суджей и ее притоками Гуйвой, Локней, Ржавой, Скородной, Боброву, Илек, Рыбицу, Сенную и др. Все реки не судоходны и не сплавны. Болота и озера попадаются, но незначительные. Лесами уезд хотя более богат, чем другие уезды губ., но все-таки их мало (до 25% всей площади); лес преимущественно дровяной. Климат крайне благоприятный для земледелия, мягкий, с умеренными зимами. Жит. (1897) 152191 (76119 мжч. и 76072 жнщ.), в том числе городского населения 23752 чел.; великороссы (55% ) и малороссы (45% ). Земель частновладельческих 72016 дес., крестьянских 168968 дес., казенных 1063 дес. Из крестьянских земель под усадьбами и пашней до 81% всей земли, под покосами 7%, под выгонами 3%, под лесом и кустарником 9%. Господствующая форма владения надельными землями — общинная, система полеводства — трехпольная, орудие пахотное — соха. Земледелие — главное занятие населения. Главнейшие возделываемые хлеба — оз. рожь, оз. пшеница, овес, гречиха, просо, конопля, картофель; др. культуры — яров. пшеница, ячмень, горох, лен — очень незначительны. На частновладельческих землях сборы превосходят крестьянские приблизительно на 20%. Хлеб частью сбывается за пределы губернии. В 1899 г. уездное земство, чтобы избавить крестян от скупщиков, устроило ссыпку крестьянского хлеба. Для ознакомления населения с ценами на хлеб, существующими в Николаеве и Либаве, а также местными базарными, земство два раза в неделю рассылает по всем сельским и волостным управлениям объявления. Ссыпано было хлеба 30000 пд. Хлеб этот был поставлен Невскому интендантству, причем чистой прибыли было получено 716 руб.; из нее было выдано крестьянам, ссыпавшим хлеб в количестве 17144 пд., по 3 коп. на пуд, всего 514 руб. В земском сел.-хозяйств. складе с 1 января по 1 окт. 1899 г. продано на сумму 25186 руб.; чистый доход около 1 тыс. руб. Крестьяне очень охотно раскупают в складе плуги, молотилки, веялки, сортировки и др. сел.-хозяйств. орудия. В складе продается также уголь для кустарей-кузнецов, мед (в 1899 г. продано 500 пд.), железо кровельное. Операции склада постоянно расширяются. Посевы свекловицы (только в частновладельческих хозяйствах) с каждым годом увеличиваются; табаководство незначительно, возделываются только низкие сорта. Садоводство, огородничество, пчеловодство, птицеводство, бахчеводство, рыбоводство, лесоводство служат только подсобными занятиями. Скотоводство (1899): лошадей 37788, рогат. скота 35471 гол., овец 80812, свиней 21210, коз 1133. Кустарные промыслы служат подспорьем для сельского населения и с каждым годом расширяются. Уездное земство в 1897 г. устроило в г. Мирополье, центре сапожников-кустарей, сапожную мастерскую; в 1899 г. здесь изготовлено 15 тыс. пар сапог, 3500 пар солдатских госпитальных туфель и 400 пар офицерских для военного ведомства. При этой мастерской существует и кожевенный завод. Прежде суджанская глиняная посуда была распространена далеко за пределы губ., но в последнее время гончарный промысел значительно пал: при превосходном материале техника производства крайне первобытная. Земство заботится об улучшении ее и о развитии промысла на артельных началах. При у. управе имеется склад образцовых гончарных изделий. Земство устраивает корзиночную мастерскую и проектирует ковровую. Другие промыслы — кожевенный, бондарный, изготовление колес, повозок, саней, прях, сит. Всего в 1899 г. 894 кустаря заработали до 72 тыс. руб. Ремесла портняжное, скорняжное, шерстобитное (войлочное), плотничное, столярное, слесарное, печное, каменщицкое дало 654 лицам заработок (1899) в 36500 р. Отхожие промыслы. В 1899 г. отхожепромышленников было 5133; они заработали более 233000 руб. Один из специальных отхожих промыслов — работа на судах (в 1899 г. 238 промышленников, заработавших до 33000 руб.). Переселенцев (542 мжч. и 412 жнщ.) в 1899 г. было 954, почти исключительно в Томскую губ. (906 чел.). Возвратилось обратно из числа переселившихся 81 чел. В 1899 г. фабрик и заводов (включая мельницы и мастерские кустарно-промышленного характера) было 399, с производством в 1906425 руб., при 1459 рабоч. 1 винокур. зав., 3 паровых мукомольн. мельн., 1 крупчатный и 1 сахароваренный заводы производят более чем на 1770 тыс. руб. 56 фабр. и заводов, обрабатывающих животные продукты, производят на сумму до 20000 руб.; заводы, обделывающие ископаемые продукты (гончарные, известковые, кирпичные) — на сумму до 60000 руб. Торговля преимущественно хлебом, лошадьми, рогатым скотом, мануфактурным товаром. Ярмарок в у. 25, с общим оборотом на 138 тыс. руб.; наиболее крупные — в сл. Белой (5, с оборотом в 67000 руб.). Больницы: городская земская больн. на 30 кроватей, 3 участковых земских покоя на 7 кров., участковая земская больница на 8 кров., 1 заводская частная на 12 кров., 1 земская ветеринарная лечебница. 7 врачей, 13 фельдшеров, 8 фельдшериц и акушерок, земский ветер. врач, ветеринарный фельдшер. Народное образование. В 1898—99 учебном году в С. у. было: 2-кл. муж. шк. мин. нар. просв. с 194 учащ., 1 частн. шк. при сахароварен. зав. с 44 мал. и 25 дев., Кучеровская низш. сел.-хоз. шк. 1 разр. с 44 учащ., 68 земских школ с 4783 учен. (3927 мал. и 856 дев.). Законоучителей 61, учителей 41, учительниц 40. При 7 школах были народные чтения, в 2 шк. преподавалось рукоделие, в 10 — садоводство и огородничество, в 22 — пение. По сравнительному числу учащихся у. занимает третье место в губ., тогда как, судя по количеству населения, должен был бы занимать 12-ое место. Только 33,7% детей школьного возраста учатся в школах. Все земские школы благодаря губернск. земству имеют ученические библиотеки. 10 бесплатных народных библиотек. При Кучеровской школе, субсидируемой уездным земством в сумме 3400 руб., в 1899 г. были устроены курсы садоводства для народных учителей и учительниц уезда. Под ведением одного из преподавателей школы действует организованная им сеть метеорологических станций. При той же школе открываются дополнительные классы низших сельскохозяйственных техников по части разных земельных улучшений, как напр. по закреплению и облесению оврагов, орошению садов и огородов, осушению болот и т. п. Церк.-приход. школ 27. Земский бюджет 1900 г.: доходы 172907 руб., в том числе с земель и лесов 107686 руб. Расходы 172904 руб., в том числе на земское управление 13499 руб., на народное образов. 43121 руб., на медиц. часть 46516 руб., на содействие экономическ. благосостоянию 4665 руб., на уплату долгов 36939 р. Ср. «Обзор Курской губ. за 1899 г.» (изд. Курского губ. земства); «Текущая школьная стат., год третий (1899)»; «Справочный сборник Суджанского экономического бюро» (1900, 3-й год изд.). Остальн. лит. — м. Курская губ.

Д. Воеводин.

Источник — «http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%B6%D0%B0»
Есть 2 новых сообщения
У вас нет прав, чтобы писать на форуме, .