Сообщения за сегодня
Активность на форуме
2 часа назад
2 часа назад
3 часа назад
3 часа назад
SkyWolf добавляет сообщение в теме ПоручикЪ
3 часа назад
RR добавляет сообщение в теме Повезло
Онлайн 3
Нет пользователей
Были за 24 часа
Статистика
Тем 5 064
Сообщений 168 192
Пользователей 2 439

Суджанский край – жемчужина России

Просмотров 12671 Сообщений 41
2 марта 2010, вторник
Nataly Nataly
Фрида Крюгер;63760:
095
В Москве 495 )))
2 марта 2010, вторник
Фрида Крюгер Фрида Крюгер За Питерские репортажи За фоторепортаж За проявленный героизм! За Белгород!
Nata;63769:
В Москве 495 )))
Да, я знаю, 495 и 499. Раньше было 095. Игра цифр, сглючило немного )
3 января 2011, понедельник
ДГС ДГС За большой вклад в сохранение истории!
[CENTER]Суджанские ковры (из книги «Сказка-быль о потомках Адама и Евы»).[/CENTER]
Ещё в пору натурального хозяйства крестьяне Суджанского уезда, на самодельных станках «кроснах» изготовляли холсты, сукна, пестрядь, шер¬стяную ткань, скатерти, рядна, постилки, позже - ковры и другие предметы одежды и быта.
Ткацкий промысел был широко развит в России особенно в конце 18 - начале 19 веков. В конце 18 века появились и мануфактуры. Оборудование было примитивным, шерсть окрашивалась местами красителями, покупались только сандал, индиго, морена. Эти производства мало отличались от домашних крестьянских.
В описании Курского наместничества, собранного Сергеем Ларионовым в 1787 году, сказано, что было 3 суконных фабрики: 2 - в Курском уезде и одна - во Льговском, в с. Никольском и Колпаковке, при ней - ковёрная. Другая, ковёрная фабрика - в Старо - Оскольском уёзде.
В 1819 году из Москвы при везена опытная мастерица коврового дела Федора Трусова. Началось производство сложных ковров на вертикальных станках (прежде - на горизонтальных, сшивались 2-3 полосы).
Ковры изготавливались геометрические и пейзажные. Цветные квадратные ковры были обычно с кругом в центре, в нем главное изображение, а свободные углы были заполнены изображением птиц и цветов.
Геометрический орнамент Курских ковров имеет, древнее происхождение. Во второй половине 19 века появилось стремление к изображению растений, цветов, людей и животных. Ковровым промыслом занимались целые уезды: Щигровский, Обоянский, Тимский, Суджанский (д. Косториая тоже входила в его состав).
Добрую память о себе сохранила замечательная ковровщица из Касторного Ирина Петровна Долженкова, которая учила девушек ковроткачеству, организовавшая по существу маленькую мастерскую.
Ковры делались на вертикальных деревянных станках. Рисунков было еще очень мало, и Ирина Петровна сама создавала их. От изображения полос, кругов, треугольников она перешла к рисункам растений, животных, людей. Ковры создавались красивые, яркие, с хорошо закрепленной краской.
С появлением машинных ковров, спрос на ручные упал. В 1882 году ковер стоил от 7 до 100 рублей за штуку, в Суджанском уезде ковровщицы зарабатывали от 20 до 100 рублей в год. Чаще всего заработок был подсобным.
В очерке Суджанского земства ковры характеризовались как грубые «мужицкие». Отрицательно подействовал на ковроткачество 90-х годов выпуск дешевых картинок для вышивания. Чтобы угодить вкусу того времени, мастерицы стали работать по печатным картинкам. Земское движение
благоприятно повлияло на развитие ковроткачества. Организовались школы - мастерские, где улучшались технология и качество ковров, обучались мастерицы, чтобы создать «господские» ковры для сбыта за границей. В 1897 году из Суджи посланы в Петербургскую Мариинскую школу две ковровщицы и кружевницы. Ф. С. Долженкова через 3 года и создала мастерскую Суджанского уезда на 20 мест (с 12-16 лет).
Станки были большими, более прочными, но вертикальными. Ковры исполнялись гладкие двухсторонние, бархатные, половые и полугобелены. Рисунки создавала сама Долженкова, затем приглашены художники (из Москвы - Н. Я. Мартынов, из Киева - Прохоров). Ковры отправлялись в Курск, Киев, Москву, Петроград и т. д. Отразился 'на рисунках и стиль «модеры». В 1905 году перешли к стильным рисункам. В. П. Трофимов - воспитанник Строгановского училища - был приглашён в школу ткачества.
Блеклые тона тоже характерны для рисунков «модеры». В 1908 году вышло 32 ковра «модеры». В 1909 году на Петербургской выставке были ковры из Суджи, получен диплом.
За 9 лет подготовлено 50 мастериц, фактически Касторенская земская школа стала областной базой ковроткачества. Работа была сдельная: 1 кв. аршин а)бархатного ковра - 4 руб. 5 0 коп., б)полугобелена - 1 руб. 50 коп., в)гобелена - 15 руб. За год ткалось 30-40 ковров на продажу и для Московского кустарного музея. В 1910 году открылись еще мастерские в Судже, Мирополье, Обояни.
Когда в Суджу переехал Трофимов, Суджанская школа-мастерская приобрела ведущее значение. Он создал рисунки: «Элегия», «Морское дно», «Последний снег», «Три грации», «Осень» и др. (все «модеры»). Работали и по печатным рисункам - пейзажам, сказкам, жанровым сценам: «Детки», «Олени», «Аран», «Павлины», «Лисица», «Журавль;», «Пастушки», «Аисты», «Разрушенный замок», «Кувшин» и др.
Сельские мастерицы сохраняли народные цветочные узоры. С войны 1914 года крестьянское ковроткачество прекратилось, в школах-мастерских продолжалось до 1917 года.
(из статьи А. Никитина. 25.08.1993г.)
После революции до Великой Отечественной войны фабрика продолжала работать в Судже. Перед немецкой оккупацией работницы, спасая мастерскую, по частям уносили к себе домой станки, и 3 марта 1943 года, как только настала долгожданная свобода, мастерская снова вступила в строй. Работницы собрали хранившиеся станки и шерсть и приступили к работе.
Мастерская стала цехом комбината бытового обслуживания. Сырьё (шерсть) получали из Дагестана, красили на красильной фабрике в Курске. Для того, чтобы изготовить ковёр, делают хлопчатобумажную основу.
Принцип нанесения узора такой же как при вышивания по канве. Ковёр изготавливался 8-16 дней. Над ковром трудилось по 2 человека. В 1965г в цехе работало 3 бригады, 120 человек, в основном женщины. План выполняли на 110%. Между бригадами шли соревнования за присвоение звания коммунистического цеха. Ежегодно изготавливалось 2-3 тысячи кв. м.
Кроме ковров цех изготавливал шерстяные дорожки. Готовые ковры отправляли по разным уголкам Советского Союза, т.к. они были очень практичны и красивы.
Гигантский ковёр-гобелен площадью 25 кв.м., сделанный Суджанскими ковровщицами для гостиницы «Россия» в Москве.
В 1937 году суджанскими коврами восхищались на Всемирной выставке в Париже, в 1938г в Нью-Йорке заняли второе место в мире после турецких, а в 1958 г. на Брюссельской выставке они получили диплом 1-й степени, в 1967 году участвовали в выставке в Монреале. В феврале 1963г. ковровый цех отправил в Японию 80 ковров. На вырученные деньги, началось строительство ковровой фабрики в привокзальном районе. К сожалению, в период перестройки новая фабрика со всем оборудованием сгорела, и изготовление ковров прекратилось.
3 января 2011, понедельник
RR RR
Интересно, а посмотреть на эти ковры как-то можно? Хотя бы фотографии.
3 января 2011, понедельник
Фрида Крюгер Фрида Крюгер За Питерские репортажи За фоторепортаж За проявленный героизм! За Белгород!
RR;96620:
Интересно, а посмотреть на эти ковры как-то можно? Хотя бы фотографии.
RR, ну у нас же на форуме есть фото! Правда, это ковёр уже советских времён. Мы даже чуть-чуть пообсуждали. Посмотри здесь>>> и здесь>>> Это было на прошлый Новый год в Фотоальбоме в теме Новый год.
4 января 2011, вторник
Nikso Nikso
В фойе музучилища. Картина из ниток.

""


за просмотр не бьют)))
4 января 2011, вторник
BuBu BuBu
Для Курской области традиционны гладкие двусторонние шерстяные ковры-гобелены, характерные орнаментом, составленным из пышных букетов и гирлянд садовых и полевых цветов на черном или цветном фоне. В Курской области К. развито, в основном, в Фатежском, Старооскольском, Щигровском, Суджанском и др. районах, где ковры начали ткать еще 200 лет тому назад. К. занимались, в основном, гос. крестьяне и мещане для своих нужд.

Подобного рода ковры у нас еще сохранились . Если найду фотку -выложу.
4 января 2011, вторник
BuBu BuBu
Вот такая дорожка самотканая используется у меня дома. Ей скоро 40 лет. Ткала её моя бабушка. Октябрьский р-н
Наверное это не шедевр.
т.с. для себя.
Ковры на цветном фоне , еще на моей памяти . тоже ткались , но на продажу. как они выглядели точно- ене помню, запомнились только многочисленные цветные клубки ниток, ярких и запоминающихся для ребенка

Подобные изделия есть наверное в каждой семье.
4 января 2011, вторник
Струков Виктор Струков Виктор Авторитетному мореходу Авторитетному грибнику
Моя мама, с 1952г. по 1983-84г??( Вот тут не помню...)была бессменным руководителем Касторнянского ковровоткацкого цеха -"коверная" называлось в народе..Ну конечно с перерывом на рождение двух детей,один из которых случился я ...Хотя декретный отпуск тогда был месяца два наверное..не помню точно*JOKINGLY*...
На самом деле касторнянское ковровое производство состояло из двух цехов.По названию "Маленького" и "Большого":каковыми они и являлись.В "Большом" сидело по парам,как помнится,за каждым ковром на станке,ковровщиц около ста,в "Маленьком",что-то около семидесяти..."Большой" цех стоял парралельно старой дороге Суджа-Курск - "Маленький" находился в глубине двора той мануфактурни...Дорога,обычная пыльная грунтовка,проходя мимо "коверной" в сторону Курска,через пару сотен метров переходила в насыпную дамбу с величавым,как мне казалось тогда,деревянным мостом,и пересекала живописную речку Реут - речку моего детства.Перед и после моста дорога на дамбе содержала явные признаки
брусчатки,для меня неизвестно кем и когда уложенной....
Помню своеобразный запах ковровой шерсти,запах ковров.Названия ковров:"Рябина","Золотые цветы"....
Было два основных направления:цветочные и геометрические...Поначалу,ну как по-началу??Как помню - ковровоткацкие цеха курской области были подчинены какому-то коммунхозу,то есть,как бытовое обслуживание населения.Но на рубеже 60-70-х произошла реорганизация,все цеха области были объединены министерством легкой промышленности в одну фабрику с головным предприятием в Судже,которое стало называться,а может и старое название "Жар-Птица"....Хотя ежемесячные отчеты мама возила в Суджу и до моего рождения.Иногда я увязывался с ней в Суджу.Головная контора была перед мостом,налево,если со стороны вокзала смотреть.Мне запомнились мои наблюдения с деревянного моста за жирными ленивыми головлями в прозрачной воде.Мама последние пять лет жила в Судже.Умерла в марте 2010...Ладно чего вспоминать..
Для размочки пара картинок..


1.Тут меня когда-то крестили.Храм Дмитрия Салунского.Год постройки около 1861.А сейчас и крест упал...
2.Речка моего детства.Июль 2010
23 декабря 2017, суббота
SkyWolf SkyWolf
""

Народный мастер России Юрий Спесивцев, г. Суджа.
Опошня
10 января 2018, среда
SkyWolf SkyWolf
""


Суджанский центр народных промыслов вырос из мастерских, где создавали сувенирную керамику и выкручивали глиняную посуду. Здесь до сих пор трепетно относятся к традициям старинного искусства и делают уникальную поливную суджанскую керамику. В чем секрет ее создания, и как местному промыслу обучают детей?

Оксана Буряченко создает декоративные домики, вазы, конфетницы. Лепит барынь в традиционных суджанских костюмах. Она воплотила в глине плеховский ансамбль «Тимоня». Эти фигурки не только украшают интерьер, а могут развлечь ребенка: все это - погремушки.

Оксана Буряченко, преподаватель Суджанского центра народных промыслов и ремесел: «То есть она внутри пустая. Есть дырочки, через них проходит звук и воздух - и она гремит. Она изготавливается постепенно: сначала делается дно, выгоняется юбка, потом в эту юбку закладываются шарики».

Перед тем, как отправить игрушку в печь, ее тщательно обмазывают маслом, а затем обваливают в муке из молотого стекла. Печется изделие три часа. Именно так получается поливная игрушка, покрытая глазурью. Взрослые создают вазы, карандашницы, копилки, а дети любят лепить сказочных героев. В кружке «Фантазия» работа не утихает.

Вова Бельчиков, ученик кружка «Фантазия»: «Глина - это очень интересно. Потому что когда ты лепишь - из ничего получается какая-то большая фигура или немножко поменьше».

Дети лепят традиционные формы - уточек, петушков, барашков, лебедей. Все это - свистунцы - их нередко находят во время раскопок. Упоминание о промысле относится к XVII веку. Они легко помещаются в руку и украшают своим звучанием любой карагод.

Ольга Белокрылова, ученица кружка «Фантазия»: «Я сама делаю свистульки. Они обжигаются, я их покрываю лаком, где свистеть нужно. И играю на них в своем ансамбле».

Преподаватели уверены: по работам детей можно узнать об их настроении и душевном состоянии.

Арина Тарасенко, ученица кружка «Фантазия»: «Когда у меня грустное настроение, я делаю грустную игрушку. А когда веселое - я делаю вот такую игрушку».

Дети воплощают в глине домашних и диких животных. Их фантазия развита не меньше, чем у наших предков, которые наделяли фигурки особыми свойствами.

Алла Минакова, руководитель кружка «Фантазия»: «Полкан - это хранитель семьи. В руках у него бывают и детки малые, и детки, присаженные сзади. Сохранял он мир и покой в своей избе».

Суджанцы сохраняют народные традиции глиняной игрушки и развивают их, создавая новые образы.

Карина Мыцких, Вести-Курск
gtrkkursk.ru^
Есть 2 новых сообщения
У вас нет прав, чтобы писать на форуме, .