Сообщения за сегодня
Активность на форуме
1 день назад
RR добавляет сообщение в теме Стихия
2 дня назад
RR добавляет сообщение в теме Магнитные бури
2 дня назад
RR добавляет сообщение в теме О, женщины!
3 дня назад
RR добавляет сообщение в теме Цены на топливо
3 дня назад
Онлайн 3
Нет пользователей
Были за 24 часа
Статистика
Тем 5 071
Сообщений 170 007
Пользователей 2 452

Дёжка Плевицкая

Просмотров 4562 Сообщений 11
28 июля 2010, среда
I.M. I.M. За все!
Получал химикаты в Отрешково, а рядом село Винниково, ну с этого интерес и начался.

Плевицкая ( Винникова) Надежда Васильевна – певица, выдающаяся исполнительница русских песен, родилась в 1879 году в селе Винниково Курского уезда Курской губернии, в семье отставного солдата В.А. Винникова.
В семье Винниковых любили песню, любила петь и маленькая Дёжка. Не зная нотной грамоты, она обладала от природы прекрасным голосом и абсолютным слухом. Училась она в церковно-приходской школе при сельской Троицкой церкви. После ранней смерти отца мать отдала девочку в послушницы женского монастыря. Там она пела в церковном хоре. Однажды юная послушница попала в цирк-балаган, приехавший в Курск. Представления давали в театре И.М. Заикина на Георгиевской площади у Покровского рынка. И Надежда решила оставить монастырь и стать артисткой-циркачкой.
Мечта сразу не сбылась, но в монастырь она уже не вернулась. Пошла служить горничной в дом купцов Гладковых, но заболела и вернулась домой в Винниково.
Поправившись, Надежда переезжает к старшей сестре Анастасии в Киев, живущей там после замужества. Она поступает в русский хор Л.Б. Липкина, выступавшем в саду «Аркадия». Через некоторое время Надежда попадает в балетную труппу Штейна, где выходит замуж за балетмейстера Варшавских театров Эдмунда Плевицкого и начинает выступать вместе с мужем. Плевицкий помогает ей не только в овладении искусством хореографии, но и учит артистическим манерам и поведению. В эти годы Надежда работает в разных жанрах, особо не выделяясь среди других исполнителей, но предпочтение постоянно отдаёт вокалу, песне. Затем она попадает в хор Минкевича, с которым оказывается в Петербурге, затем в Москве, где выступает в знаменитом ресторане «Ярь», где к ней и пришла слава душевной исполнительницы цыганских и русских песен.
Переломным в карьере певицы стал 1909 год. Она выступала тогда на Нижегородской ярмарке, в ресторане Наумова. Случайно зашедший туда знаменитый Леонид Собинов услышал её пение. Великого певца поразило, что зал мгновенно затихал, когда она выходила на сцену. «Заставить смолкнуть такую аудиторию может только талант. Вы – талант!» - сказал он Надежде Плевицкой.
Леонид Скобинов пригласил её принять участие в благотворительном концерте с участием многих русских знаменитостей, который он устраивал в Нижнем Новгороде в Большом ярмарочном театре. Выступление Плевицкой в этом концерте перед «большой публикой» имело шумный успех.
По возвращению в Москву Собинов сразу взялся за организацию концерта талантливой певицы. В одном из газетных интервью Леонид Витальевич назвал Надежду Плевицкую «ярким талантом-самородком». Её концерт прошёл с громадным успехом, Москва была покорена пением молодой певицы. С этого концерта начался триумфальный путь Надежды Плевицкой по концертным залам всей России.

продолжение следует
29 июля 2010, четверг
I.M. I.M. За все!
В этот же год состоялось знакомство Плевицкой с Фёдором Шаляпиным. В первый же вечер он разучил с ней песню «Помню я ещё молодушкой была» и напутствовал на прощание: «Помогай тебе Бог, Надюша. Пой свои песни, что от земли принесла, у меня таких нет, - я слобожанин, не деревенский».
Всю жизнь певица хранила фотографию с дарственной надписью: «Моему родному Жаворонку, Надежде Васильевне Плевицкой - сердечно любящий её Ф. Шаляпин»
1910 год принёс певице заключение выгодного контракта на сорок концертов по всей России. Огромный гонорар позволил ей купить в Винниково большой участок земли и начать строительство большого дома. Очень любила Надежда свою малую родину, ведь предлагали ей купить землю и в Крыму, и на Кавказе, и под Москвой, и под Петербургом.
А со строительством дома все получилось следующим образом. Хотела Надежда построить богатый пятистенный дом, да тут её знакомый инженер В.И. Кардо-Сысоев уговорил строить «терем» и даже чертежи спроектировал. Она согласилась. И терм вырос в 1912 году в западном углу Винникова, вблизи оврага. Тогда же были посажены маленькие голубые ёлочки. Часть из них и сейчас растёт в Винниково.
В летние месяцы 1915 и 1916 годов снимались в усадьбе певицы два кинофильма известным русским режиссером В.Р. Гардиным. Фильмы назывались «Крик жизни» и «Власть земли». Многие деревенские жители снимались в массовках. Гардин вспоминал: «Дом Плевицкой деревянный, в русском стиле. Чисто, уютно. Актёры довольны, хозяйка любит петь. По вечерам концерты… Плевицкая работала с забавным увлечением. Она совершенно не интересовалась сценарием, её можно было уговорить разыграть любую сцену, без всякой связи с предыдущей».
Фильм «Крик жизни» был выпущен в прокат 8 августа 1916 года. В главной роли - Плевицкая. Критики отмечали, что «Плевицкая с большим мастерством нарисовала нам образ женщины-крестьянки, которой, в силу своего живого темперамента, было тесно жить в деревенской среде около своего богатого, но ограниченного интеллектуально мужа. И стоило на её горизонте появиться барину, поманившему её к новой жизни, как она решительно порвала с мужем. Но судьба не прощает такие резкие переломы, и при первом упрёке любовника в её «деревенщине», было нарушено её счастье». Автор заметки предсказал судьбу самой певицы.
Вторая картина «Власть земли» вышла на экраны 18 мая 1917 года. Она была логическим продолжением первой. В 1928 году оба фильма были перемонтированы и выпущены в прокат под общим названием «Агафия».
Но главное, зачем в те годы ездила Плевицкая на родину, была встреча с матерью Акулиной Фроловной, которую очень любила.
Несколько раз певица выступала в Курске. Документы свидетельствуют об этом и ещё о том, что певица была добра и бескорыстна. По крайней мере, сборы с двух её концертов были переданы в помощь погорельцам родного села и в помощь георгиевским кавалерам, солдатам-ветеранам. «Концерт в пользу ветеранов состоялся 8 ноября 1913 года в Дворянском собрании. Всего было собрано 1633 руб. 05 копеек. Менее трети дохода (500) рублей был гонорар певицы. А для погорельцев села она отдала все деньги полностью».
Выступала Надежда и в самом Винникове, в той самой Троицкой церкви, в которой её крестили. Пела с церковным хором. Хор был тогда большой, участвовали и дети и пожилые сельчане. Рассказывают, что вначале Надежда пела вполголоса, затем «расходилась», и уже почти не слышно было хора.
Исполняла она и оперетты, но аплодисментов было куда меньше, чем после исполнения народных песен. Мечта о карьере оперной примадонны постепенно погасла.

ещё будет
29 июля 2010, четверг
I.M. I.M. За все!
В этот же год состоялось знакомство Плевицкой с Фёдором Шаляпиным. В первый же вечер он разучил с ней песню «Помню я ещё молодушкой была» и напутствовал на прощание: «Помогай тебе Бог, Надюша. Пой свои песни, что от земли принесла, у меня таких нет, - я слобожанин, не деревенский».
Всю жизнь певица хранила фотографию с дарственной надписью: «Моему родному Жаворонку, Надежде Васильевне Плевицкой - сердечно любящий её Ф. Шаляпин»
1910 год принёс певице заключение выгодного контракта на сорок концертов по всей России. Огромный гонорар позволил ей купить в Винниково большой участок земли и начать строительство большого дома. Очень любила Надежда свою малую родину, ведь предлагали ей купить землю и в Крыму, и на Кавказе, и под Москвой, и под Петербургом.
А со строительством дома все получилось следующим образом. Хотела Надежда построить богатый пятистенный дом, да тут её знакомый инженер В.И. Кардо-Сысоев уговорил строить «терем» и даже чертежи спроектировал. Она согласилась. И терм вырос в 1912 году в западном углу Винникова, вблизи оврага. Тогда же были посажены маленькие голубые ёлочки. Часть из них и сейчас растёт в Винниково.
В летние месяцы 1915 и 1916 годов снимались в усадьбе певицы два кинофильма известным русским режиссером В.Р. Гардиным. Фильмы назывались «Крик жизни» и «Власть земли». Многие деревенские жители снимались в массовках. Гардин вспоминал: «Дом Плевицкой деревянный, в русском стиле. Чисто, уютно. Актёры довольны, хозяйка любит петь. По вечерам концерты… Плевицкая работала с забавным увлечением. Она совершенно не интересовалась сценарием, её можно было уговорить разыграть любую сцену, без всякой связи с предыдущей».
Фильм «Крик жизни» был выпущен в прокат 8 августа 1916 года. В главной роли - Плевицкая. Критики отмечали, что «Плевицкая с большим мастерством нарисовала нам образ женщины-крестьянки, которой, в силу своего живого темперамента, было тесно жить в деревенской среде около своего богатого, но ограниченного интеллектуально мужа. И стоило на её горизонте появиться барину, поманившему её к новой жизни, как она решительно порвала с мужем. Но судьба не прощает такие резкие переломы, и при первом упрёке любовника в её «деревенщине», было нарушено её счастье». Автор заметки предсказал судьбу самой певицы.
Вторая картина «Власть земли» вышла на экраны 18 мая 1917 года. Она была логическим продолжением первой. В 1928 году оба фильма были перемонтированы и выпущены в прокат под общим названием «Агафия».
Но главное, зачем в те годы ездила Плевицкая на родину, была встреча с матерью Акулиной Фроловной, которую очень любила.
Несколько раз певица выступала в Курске. Документы свидетельствуют об этом и ещё о том, что певица была добра и бескорыстна. По крайней мере, сборы с двух её концертов были переданы в помощь погорельцам родного села и в помощь георгиевским кавалерам, солдатам-ветеранам. «Концерт в пользу ветеранов состоялся 8 ноября 1913 года в Дворянском собрании. Всего было собрано 1633 руб. 05 копеек. Менее трети дохода (500) рублей был гонорар певицы. А для погорельцев села она отдала все деньги полностью».
Выступала Надежда и в самом Винникове, в той самой Троицкой церкви, в которой её крестили. Пела с церковным хором. Хор был тогда большой, участвовали и дети и пожилые сельчане. Рассказывают, что вначале Надежда пела вполголоса, затем «расходилась», и уже почти не слышно было хора.
Исполняла она и оперетты, но аплодисментов было куда меньше, чем после исполнения народных песен. Мечта о карьере опереточной примадонны постепенно погасла.

ещё будет
11 августа 2010, среда
I.M. I.M. За все!
Известный русский театральный критик А.Р. Кугель писал: «В репертуаре Плевицкой совершенно ясно различаются две группы песен. Одна народная. Я буквально купался в них, слушая Плевицкую. Сколько здесь тоски, удали, какая поэзия, какая, можно сказать, космическая красота! Другая группа песен с определённым налётом мещанства…»
Да, иногда чувство меры изменяло певице, и она на потребу некоторой слишком живой части публики пела примитивы вроде «Бум – чик – чик» или «Коль захочет сатана». Тот же Кугель заметил: «Плевицкая пела свои песни вразбивку, и когда после какой-нибудь «Курской были» она пела про Наполеона, было похоже на то, как будто вас увели с луга, где рядами лежит свежескошенное сено… Она чарующе прекрасно сказывает народные песни и былины. Сказывая, она рисует жизнь старую-престарую, крепкую-прекрепкую…»
Певица вскоре поняла, что песни-однодневки только мешают ей стать воистину народной и практически перестала исполнять модные шлягеры той поры.
Актриса немого кино С.Е. Гославская в письме 1975 года вспоминала о Плевицкой: «…Одну песню она исполняла с необычайным мастерством по разнообразию интонаций и пылким темпераментом: «Ухарь-купец»…Нужно отметить, что после каждых двух строчек певица пускала на одном бесконечно долгом дыхании одну ноту, которая как бы была иллюстрацией к самым различным настроениям: разгул купца, негодование матери, подлость отца и горе опозоренной девушки. Вот именно такие чисто народные песни, с их горьким бытом, и пела главным образом Плевицкая - она болела за них душой, и за это её горячо любили».
«У Плевицкой был свой особый стиль – её платья были только блёклых, мягких тонов и напоминали древнегреческие туники, так как чудесно драпировались классическими складками, свободно падающими, обнимая и подчёркивая её фигуру…»
Гославская писала о манере Надежды Васильевны держаться на сцене. Для актёров эстрады и балета характерна черта – статусность, то есть экономное использование жеста. В полной мере этим обладала Плевицкая. Удивительно, что далось ей это легко. «Ей и в голову не приходило, как большинству актёров, ежеминутно и назойливо махать руками, наивно воображая, что в таком нелепом виде не покажется «пластичней»… Помимо грации её манера придавала ей благородство и культуру».
Многие эстрадные певицы старались подражать Плевицкой, но получалось плохо.
В период Гражданской войны она также много выступала в Курске.
Есть путаница в дате рождения певицы. В многочисленных публикациях она числится рождённой в сентябре 1884 года в день Веры, Надежды, Любви.
Но в исповедальной книге за 1880 год старательным почерком дьячка сделана январская запись под номером 78: «Солдат Василий Абрамович Винников 46 лет, жена его Акулина Флоровна 46 лет, дети их Василий 13, Николай 11, Анастасия 9, Евдокия 7, Мария 5, Надежда 3 месяца…»
Может певица – это вторая Надежда, ведь в многодетных крестьянских семьях имена давались повторно. Первая Надежда умерла, а родившуюся в 1884 году девочку назвали этим же именем…
Но в предыдущих записях (1879) Надежд больше нет…
Так когда родилась Плевицкая? В 1884 или 1879 году? Отвечает на него сама певица. В своей книге «Дёжкин карагод» она пишет: «Сестра Маша на три года старше меня». Год рождения Маши известен по документам Троицкой церкви: конец 1874 или начало 1875 года. Почти с полной достоверностью можно сказать, что Плевицкая родилась в 1879 году, и это именно она трёхмесячным ребёнком записана старательным почерком дьячка в исповедальной книге винниковской церкви.
Почему она омолодила себя на целых пять лет?
11 августа 2010, среда
Olga Olga
Качаю "Ухарь-купец", интересно стало.
11 августа 2010, среда
RR RR
Почему она омолодила себя на целых пять лет?
Таким омоложением занимались многие женщины... Что делать... нравится им скрывать свой возраст smile
13 августа 2010, пятница
Umka Umka
Не думаю что все так просто.
13 августа 2010, пятница
RR RR
Не думаю что все так просто.
Может и не так просто, как я предполагаю... спорить не буду
18 августа 2010, среда
I.M. I.M. За все!
Загадок и легенд, связанных с именем певицы, много. Её чудесные воспоминания «Дёжкин карагод» и «Мой путь с песней», написанные в истинно народном стиле, не имеют датировок и лишь по отдельным примечательным фактам можно судить о том, когда происходило то или иное событие её жизни.
Читая воспоминания певицы, невольно уличаешь её в наивной романтизации прошлого, которого, увы, не было таким, каким его старается представить автор.
Надежда Васильевна писала: «У моего отца было семь десятин пахоты. На семью в семь человек - это немного, но мои родители были хозяева крепкие и при хорошем урожае и у нас были достатки. Бывало, зайдёшь в амбар: закрома полны, пшено, крупы, на балках висят копчёные гуси, окорока, в бочках солонина и сало. А в погребе - кадки капусты, огурцов, яблок, груш. Спокойна душа хозяйская, всё тяжким трудом приобретено, зато благодать: зимой семья благоденствует. Мать усердно гоняла нас в лес: дикие яблоки для сушки возами возились, мешками таскали орехи, которые припрятывались до Рождества. Было и у нас изобилие».
Закрома полны, копчёные гуси, кадки капусты… благодать, да и только. Если бы такой рай был всегда, не торговала бы Дёжка на станции Отрешково пирожками, не вымаливала бы у матери идти учиться в школу.
Может эта романтика от огромной любви к родине, к своей семье? Да и дом, в котором жила семья никак не назовёшь хоромами, - лачужка, по которой, благодаря рисунку художника А.П. Валевахина, мы можем судить о бедности её обитателей.
Гордая Дёжка не хотела быть бедной и стремилась разбогатеть, осуществить вековую мечту крестьянина, хотя бы в отдельно взятой семье.
Первый муж её - Эдмунд Плевицкий - балетмейстер Варшавских театров. Плевицкий сказал Надежде: «Я всё знаю, Нудежда, я сам подам на развод». До конца дней своих бывшие супруги сохраняли добрые отношения. Во время войны 1914 года родители Эдмунда, эвакуировавшись из Польши, жили в доме Плевицкой в Винниково.
Второй - поручик Владимир Шангин. Новое счастье было не долгим. 22 января 1915 года он погиб в Восточной Пруссии. После гибели мужа Плевицкую отправляют с сильным нервным расстройством в Петербург, потом на лечение в Кисловодск. Там она получает известие о смерти матери - Акулины Фроловны. Земля уходила из под ног.
Третьим мужем Плевицкой стал бывший поручик, а потом красный командир Юрий Левицкий.
Записи от августа-сентября 1919 года свидетельствуют о том, как Надежда оказалась в стане белых: «…сегодня утром Левицкий сам напросился поехать в разведку. Захватил он с собой и неразлучную с ним Надежду Васильевну. Ни он, ни она назад не вернулись»
Видимо, у Левицкого были свои планы. Так он стал поручиком 1-го корпуса Добровольческой армии, которым командовал генерал Кутепов. Вместе с ним оказалось у белых и Плевицкая. Она стала выступать перед солдатами, которые её очень любили.
Позднее, осознав, что совершила поступок против своей воли, Плевицкая покидает поручика. Одни говорят, что это произошло в Крыму, другие - в Галлиполи.


дальше вообще интереснее
31 августа 2011, среда
I.M. I.M. За все!
[HIDE="50"]
""


""


""


из книги Ю. Донченко "Губернский Курск на старой открытке". Курск, 2008[/HIDE]
13 марта 2013, среда
jasnova jasnova
Все подробности о жизни певицы можно прочитать в книгах, их много, некоторые есть и в районной библиотеке.Добавлено спустя 1 минуту
jasnova:

Все подробности о жизни певицы можно прочитать в книгах, их много, некоторые есть и в районной библиотеке.
Есть 2 новых сообщения
У вас нет прав, чтобы писать на форуме, .