Сообщения за сегодня
Активность на форуме
1 день назад
RR добавляет сообщение в теме Стихия
2 дня назад
RR добавляет сообщение в теме Магнитные бури
2 дня назад
RR добавляет сообщение в теме О, женщины!
3 дня назад
RR добавляет сообщение в теме Цены на топливо
3 дня назад
Онлайн 2
Нет пользователей
Были за 24 часа
Статистика
Тем 5 071
Сообщений 170 007
Пользователей 2 452

Славяне

Просмотров 7136 Сообщений 18
14 апреля 2008, понедельник
RR RR
""


Славяне, венеды - наиболее ранние известия о славянах под именем венедов, или венетов, восходит к концу 1-2 тыс. н. э. и принадлежат римским и греческим писателям - Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию. По мнению этих авторов, венеды жили вдоль Балтийского побережья между Штетинским заливом, куда впадает Одра, и Данцингским заливом, куда впадает Висла; по Висле от ее верховьев в Карпатских горах и до побережья Балтийского моря.

Название венеды происходит от кельтского vindos, что означает "белый". К середине 6 в. венеды делились на две основные группы: склавины (склавы) и анты. Что касается более позднего самоназвания "славяне", то точный смысл его не известен. Есть предположения, что в термине "славяне" заключено противопоставление другому этническому термину - немцы, производимому от слова "немой", т. е. говорящий на непонятном языке.

Славяне делились на три группы.

К восточным славянам относились поляне, древляне, северяне, дреговичи, радимичи, кривичи, полочане, вятичи, словене, бужане, волыняне, дулебы, уличи, тиверцы, хорваты.

Западные славяне - это поморяне, ободричи, вагры, полабы, смолинцы, глиняне, лютичи, велеты, ратари, древане, руяне, лужичане, чехи, словаки, кошубы, словинцы, мораване, поляки.

К южным славянам относились словенцы, хорваты, сербы, захлумляне, болгары.

[CENTER]
""
[/CENTER]

Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, объединяемая близостью языков и общностью происхождения. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных под именем вендов, относятся к I-III вв. н.э. С сер. VI в. наименование «склавены» неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й пол. VII в. относятся первые упом. о славянах у арабских авторов. Данные языкознания связывают древних славян с областью Центральной и Восточной Европы - на территории от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнего Поднестровья и до Среднего Поднепровья на востоке. Северными соседями славян были германцы и балты, составлявшие вместе со славянами северную группу индоевропейских племён. Восточными соседями славян были западноиранские племена (скифы, сарматы), южные фракийцы и иллирийцы, западные кельты. Вопрос о прародине славян остаётся спорным, но большинство исследователей считают, что она находится к востоку от Вислы.

Славяне, по мнению многих исследователей, так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельческих племён культуры шнуровой керамики, расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тыс. до н. э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Центральной, Северной и Восточной Европе.

Славяне представлены археологаческими культурами, среди которых особое значение имели: тшинецкая, распространённая в третьей четверти 2-го тыс. до н. э. между Вислой и средним Днепром; лужицкая (XIII - IV вв. до н.э.) и поморская (VI -II вв. до н.э.) на территории современной Польши; в Поднепровье - чернолесская культура (VIII - нач. VI вв. до н. э.) невров или даже скифов-пахарей - по Геродоту. Предположительно со славянами связаны подгорцевская и милоградская культуры (VII в. до н. а.-1 в. н. а.). Существовавшая с конце 1-го тыс. до н. э. на Припяти и в Среднем Поднепровье зарубинецкая культура связана с предками восточных славян. Это была культура развитого железного века, её носителями являлись земледельцы, скотоводы и ремесленники.

Во II-IV вв. н. э, в результате движения на юг германских племён (готы, гепиды), целостность территории славян была нарушена, после чего славяне, видимо, разделились на западных и восточных. Основная масса носителей зарубинецкой культуры передвигалась в первых веках н. э. на север и северо-восток по Днепру и Десне. В III-IV вв. в Среднем Поднепровье обитали племена, оставившие Черняховские древности. Некоторые археологи считают их славянами, большинство же - полиэтнической группировкой, включавшей славянские элементы. В конце V в., после падения державы гуннов, началось продвижение славян на юг (к Дунаю, в Северо-западное Причерноморье) и их вторжение в балканские провинции Византии.

Племена славян разделились тогда на две группы:
антов (вторгшихся на Балканский полуостров через низовья Дуная)
и склавинов (нападавших на византийские провинции с севера и северо-запада). Колонизация Балканского полуострова была результатом не переселения, а расселения славян, которые удержали все свои старые земли в Центральной и Восточной Европе.

Во второй половине первого тысячелетия славяне заняли Верхнее Поднепровье и его северную периферию, принадлежавшую ранее восточным балтам и финно-угорским племенам. Как анты, так и склавины распались на отдельные племенные группы уже в VII веке. Кроме известных дулебов, вероятно, тогда уже существовали и другие племенные объединения славян, перечисленные в "Повести временных лет": поляне, древляне, северяне, кривичи, уличи, тиверцы, хорваты и др.

[CENTER]
""
[/CENTER]

Если мы двинемся по Восточно-Европейской равнине с севера на юг, то перед нами последовательно появятся 15 восточнославянских племен:

1. Ильменские словене, центром которых был Новгород Великий, стоявший на берегу реки Волхов, вытекавшей из озера Ильмень и на чьих землях стояло немало других городов, отчего соседние с ними скандинавы называли владения словен «гардарикой», то есть «землей городов».

Это были: Ладога и Белоозеро, Старая Русса и Псков. Свое имя ильменские словене получили от названия озера Ильмень, находящегося в их владениях и называвшегося также Словенским морем. Для жителей, отдаленных от настоящих морей, озеро длиною в 45 верст и шириною около 35 казалось огромным, потому и носило свое второе название — море.

2. Кривичи, жившие в междуречье Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг Смоленска и Изборска, Ярославля и Ростова Великого, Суздаля и Мурома.

Их название происходило от имени основателя племени князя Крива, по-видимому получившего прозвище Кривого, от природного недостатка. Впоследствии кривичем называли в народе человека неискреннего, лживого, способного кривить душой, от которого не дождешься правды, но столкнешься с кривдой. (На землях кривичей впоследствии возникла Москва, однако об этом вы прочтете дальше.)

3. Полочане расселялись на реке Полоти, при ее впадении в Западную Двину. На месте слияния двух этих рек и стоял главный город племени — Полоцк, или Полотск, название которого производят и по гидрониму: «река по границе с латышскими племенами» — латами, летами.

К югу и юго-востоку от полочан обитали дреговичи, радимичи, вятичи и северяне.

4. Дреговичи жили на берегах реки Принять, получив свое имя от слов «дрегва» и «дряговина», означающих «болото». Здесь находились города Туров и Пинск.

5. Радимичи, обитавшие в междуречье Днепра и Сожи, назывались по имени их первого князя Радима, или Радимира.

6. Вятичи являлись самым восточным древнерусским племенем, получив свое название, подобно радимичам, от имени своего прародителя — князя Вятко, что представляло собою сокращенное имя Вячеслав. В земле вятичей располагалась старая Рязань.

7. Северяне занимали поречье Десны, Сейма и Суды и в древности были самым северным восточнославянским племенем. Когда же славяне расселились до Новгорода Великого и Белоозера, они сохранили свое прежнее название, хотя изначальный его смысл оказался утраченным. В их землях стояли города: Новгород Северский, Листвен и Чернигов.

8. Поляне, населявшие земли вокруг Киева, Вышгорода, Родни, Переяславля, назывались так от слова «поле». Обработка полей стала главным их занятием, что привело к развитию сельского хозяйства, скотоводства и животноводства. Поляне вошли в историю как племя, в большей степени, чем другие, способствовавшее развитию древнерусской государственности.

Соседями полян на юге были русь, тиверцы и уличи, на севере — древляне и на западе — хорваты, волыняне и бужане.

9. Русь — название одного, далеко не самого крупного восточнославянского племени, которое из-за своего имени стало наиболее знаменитым и в истории человечества, и в исторической науке, ибо в спорах вокруг его происхождения учеными и публицистами было поломано множество копий и пролиты реки чернил. Многие выдающиеся уче-ные —лексикографы, этимологи и историки — производят это название от почти повсеместно принятого в IX—Х веках имени норманнов — русы. Норманны, известные восточным славянам под именем варягов, завоевали около 882 года Киев и окружающие его земли. Во время своих завоеваний, происходивших 300 лет — с VIII по XI век — и охвативших всю Европу — от Англии до Сицилии и от Лиссабона до Киева, — они оставляли иногда за покоренными землями свое имя. Так, например, территория, завоеванная норманнами на севере Франкского королевства, получила название Нормандия.

Противники этой точки зрения считают, что название племени произошло от гидронима — речки Рось, откуда впоследствии и вся страна стала называться Россией. А в XI—XII веках Русью стали называть земли руси, полян, северян и радимичей, некоторые территории, населенные уличами и вятичами. Сторонники этой точки зрения рассматривают Русь уже не как племенной или же этнический союз, но как политическое государственное образование.

10. Тиверцы занимали пространства по берегам Днестра, от его среднего течения до устья Дуная и берегов Черного моря. Наиболее вероятным кажется происхождение, их названия от реки Тивр, как древние греки называли Днестр. Их центром был город Червень на западном берегу Днестра. Тиверцы граничили с кочевыми племенами печенегов и половцев и под их ударами отошли на север, смешавшись с хорватами и волынянами.

11. Уличи были южными соседями тиверцев, занимай земли в Нижнем Поднепровье, на берегах Буга и побережье Черного моря. Их главным городом был Пересечень. Вместе с тиверцами они отошли на север, где и смешались с хорватами и волынянами.

12. Древляне жили по течению рек Тетерев, Уж, Убороть и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра. Их главным городом был Искоростень на реке Уж, а кроме того, были еще и другие города — Овруч, Городск, несколько иных, названий которых мы не знаем, но следы их остались в виде городищ. Древляне были самым враждебным восточнославянским племенем по отношению к полянам и их союзникам, образовавшим древнерусское государство с центром в Киеве. Они были решительными врагами первых киевских князей, даже убили одного из них — Игоря Святославовича, за что князь древлян Мал, в свою очередь, был убит вдовой Игоря, княгиней Ольгой.

Древляне жили в густых лесах, получив свое имя от слова «древо» — дерево.

13. Хорваты, жившие вокруг города Перемышль на реке . Сан, именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноименного с ними племени, жившего на Балканах. Название племени производят от древнеиранского слова «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном его занятии — скотоводстве.

14. Волыняне представляли собою племенное объединение, образовавшееся на территории, где ранее проживало племя дулебов. Волыняне селились по обоим берегам Западного Буга и в верховьях Припяти. Их главным городом был Червень, а после того как Волынь была завоевана киевскими князьями, на реке Луге в 988 году был поставлен новый город — Владимир-Волынский, который дал название образовавшему вокруг него Владимир-Волынскому княжеству.

15. В племенное объединение, возникшее на месте обитания дулебов, входили кроме волынян и бужане, размещавшиеся на берегах Южного Буга. Существует мнение, что волыняне и бужане были одним племенем, а их самостоятельные названия произошли только вследствие различных мест обитания. По данным письменных зарубежных источников, бужане занимали 230 «городов» — скорее всего, это были укрепленные городища, а волыняне — 70. Как бы то ни было, но эти цифры свидетельствуют о том, что Волынь и Побужье были заселены довольно плотно.
14 апреля 2008, понедельник
Сталкер Сталкер
Суджа - земля северян?
14 апреля 2008, понедельник
RR RR
""
14 апреля 2008, понедельник
Сталкер Сталкер
Здесь в табличке два раза поляне - как восточные, и как западные славяне упомянуты. Опять двойственность, как в Украине.
28 апреля 2008, понедельник
Arivald Arivald
Суджа - земля северян
Ды это да, как и Курескг... Новгород-Северский щас помойму в Сумской области... Как и Путивль...
28 апреля 2008, понедельник
Arivald Arivald
Самой то Суджи, как и Обояни, тогда еще само-собой небыло... Их срубеле пожже в 17в московиты... Но вот села и городища были... Например - Гочевсое городище - Беловский р-н... По легенде - древний город Римов...
28 апреля 2008, понедельник
ajk ajk
Arivald;9853:
Самой то Суджи, как и Обояни, тогда еще само-собой небыло... Их срубеле пожже в 17в московиты... Но вот села и городища были... Например - Гочевсое городище - Беловский р-н... По легенде - древний город Римов...

в 17 веке Суджу отстроили спасавшиеся от ополячивания и окатоличевания жители центра Украины - Черкассы, Киев...
28 апреля 2008, понедельник
Arivald Arivald
ajk;9861:
в 17 веке Суджу отстроили спасавшиеся от ополячивания и окатоличевания жители центра Украины - Черкассы, Киев...
Ды МБ... Легенд то всякех туева хуча... Хохлы в ваших местах живут точно, почти поголовно... Но это необязательно подселение... Они могли быть там с ХЗ каких времен - славяне... Беловцы ж тоже ж хохлы... У нас в Обояне тоже есть села хохляцкие... Не коренные ли это жители?
28 апреля 2008, понедельник
Arivald Arivald
А хотя ХЗ... Мой отец вовремя войны был капитаном и стоял в Судже... Сам он с Кубани, но у нево старая козацька фамилия - Козынэць... Козын - сэло пид Киевом... Суджанцы говорили - "Та хиба ты наш, Козынэць?... У нас тут уси Козынци"
офтоп: Старперов не боитесь на хфоруме? =гы Шоб Вы не думали брехни - я с 60-го, а батько мой был с 20-го... Тегов у вас бляхо маловато...
28 апреля 2008, понедельник
ajk ajk
да, есть Козын такой. Анатолий Соловьяненко, певец. там жил...
А еще есть Козын по дороге на Канев, Черкассы, через Масловку.
А под Суджей Черкасская Конопелька, хлопче)
29 апреля 2008, вторник
RR RR
Старперов не боитесь на хфоруме
У нас уже есть твои ровесники, ты, наверное, будешь четвёртым smile
29 апреля 2008, вторник
Сталкер Сталкер
Козаки - шануймося!
29 апреля 2008, вторник
Arivald Arivald
Ну дык в тему о славянах, хоть и не дуже далеко, правда Козынци в Судже есть?... Я в Обояне один Козынець, есть у мя родня в Староминской на Кубани, но житкая... В 33м большинство голодом выморили и Козынцив и Коржей... Неча там за казаков куковать бляхо - сами виноваты... "Мы нэ за билых, мы нэ за чорвоных..." А потом их детей жрале... Ээээээх...
29 апреля 2008, вторник
ajk ajk
Проезжал я Козын и на западе нашей Украины, в Ровенской области.
см. http://sudga.ru/showthread.php?t=529&page=3, пост#23

И даже на юге Украины, рядом с Крымом или на самом полуострове видел. Вспомню, покажу... Так что едины мы все, несмотря ни на что.

2 Козынэць: а с детства в моей памяти поет слово Обоянь!
7 января 2010, четверг
ВЖИК ВЖИК Награда За атеизм!
Одним из самых любимых праздников молодежи на Руси были зимние Святки, которые по старому стилю длились с 24 декабря по 6 января. Они охватывали и Рождество, и Новый год. В этот период молодежь и дети ходили по дворам или по домам колядовать. Сегодня эти 12 праздничных дней выпадают на период с 7 по 19 января (то есть уже не захватывают Новый год), а традиция колядования осталась разве что в отдельных деревнях России, Украины, Белоруссии.

Терминология

Слово «коляда» происходит от латинского calendae (kalendae): у древних римлян «календы» обозначали первый день месяца. На церковнославянском языке слово «колада» уже поменяло свое значение и превратилось в «Новый год». Позднее от него произошла и «коляда». В славянских языках этот термин чаще всего обозначает обрядовые песни, которые исполнялись во время колядования, либо сам процесс обхода соседей, которым колядовщики пели песни, за что и получали определенное вознаграждение.

Щедрые хозяева обычно раздавали колядовщикам деньги или угощения — хлеб или какую-то другую выпечку. Отсюда пошли названия вроде «каледник» (на курском диалекте) — круглые ржаные булочки для скота, «коладек» (на македонском языке) — хлеб из кукурузной муки, который ставился на стол в Сочельник и оставался там вплоть до Крещения.
Участники обряда

В колядовании принимали участие все жители деревни. Однако они делились на две группы. С одной стороны — молодежь: девушки на выданье и парни-женихи, которые обходили все дома («гости»). С другой — семейные пары, принимавшие и угощавшие колядовщиков («хозяева»).

Колядование — это коллективный обряд. Из толпы колядовщиков выделялся мехоноша, или мехоноска, — парень или девушка, которые несли мешок со всеми дарами щедрых хозяев. Часто именно эти молодые люди были и заводилами, они предводительствовали в толпе колядовщиков. У предводителя иногда был «колядный посох», например палка с колокольчиками. Остальные участники пели, играли на музыкальных инструментах и плясали.

Подготовка к святочным колядкам

Готовиться к веселым Святкам начинали заранее: разучивали песни, готовили костюмы, договаривались с музыкантами и танцорами. Иногда девушкам и парням приходилось выучивать до 80 текстов, так как они должны были «околядовать» каждого члена семьи. Считалось позором, если певцы сбивались, путали слова или не могли подобрать нужную к настоящему моменту песню.

Обычно колядовщики ходили по домам три раза за праздники: в Сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Однако в разных местностях этот обряд мог происходить и в любые другие дни Святок. Чаще всего обходы начинались вечером или даже ночью. Например, южные славяне считали, что колядовать надо именно ночью, потому что в это время по улицам бегают вампиры, караконджулы (водяные демоны) и другие духи, которых можно отогнать песнями. С утра же по домам обычно ходили детские группы.

Ряженье

Перед началом колядования ватага молодежи должна была, прежде всего, преобразиться. Роль «гостей», обходивших дома, — это роль предков, которые посещают с «инспекцией» этот мир и требуют для себя жертвы — даров от жителей деревни или города. Молодежь собиралась в каком-нибудь амбаре. Там они надевали на себя какие-нибудь лохмотья, выворачивали мехом наружу кожухи, обкручивали руки и ноги соломой, переодевались в одежду противоположного пола, надевали обычную одежду задом наперед и так далее. Лица колядовщики закрывали масками, низко надвинутыми шапками и платками. Иногда могли приделывать бороды, усы, вымазывать лица сажей, дегтем, свеклой, белилами или обсыпать мукой.

Но менялся не только их внешний облик. Они начинали ходить не так, как обычно: подпрыгивать, пританцовывать, крутиться, хромать. Меняли голос — иногда в этом им могли помогать какие-либо свистульки, пищики, дудочки и другие музыкальные инструменты. Да и вели они себя иначе: бесновались, не выказывали обычного почтения к старшим и т. д.

Когда собиралось несколько групп колядовщиков, то они распределяли между собой отдельные участки деревни или города. В противном случае, если позднее такие группы встречались на улице, то дело могло дойти даже до драки.

Обычно колядовщики подходили к околице, пересекали невидимую границу и как бы попадали из иного мира в этот мир, к живым людям. Появление «предков» было шумным, заметным. В некоторых местностях колядовщики в дом не заходили — колядовали около окна на улице. Но чаще все-таки вваливались веселой толпой в дом, пересекали еще один порог, еще одну невидимую границу.

Обряд колядования

Исполнение песни-коляды — это определенное магическое действие, поэтому оно происходило по «сценарию», который в каждом отдельном регионе или даже населенном пункте имел свои особенности. Однако были и общие черты. Прежде всего, колядовщики окликали с улицы хозяев, спрашивали разрешения поколядовать, узнавали, не спят ли в доме, готовы ли угостить.

Затем начинали петь (реже произносить) коляду. Сакральная часть текста — заклинание — обычно ограничивалась в начале и конце какой-то словесной бессмыслицей, некими «замками». Например, «коляда-моляда» или «да виноградиё, да красно-зеленоё». После этого колядовщики славословили хозяев. Обязательно перечисляли в определенном порядке всех домочадцев, иногда упоминали и скотину, и даже предметы утвари. Например:

Коляда-моляда!
Ты пришла на двор
Накануне Рождества
По снежному полю
Гулять на просторе!
Забежала во двор
К Иван Иванычу,
К тетушке Прасковье.
Иванов-то двор
Виноградьем оброс
У Ивана-сударя
Высок терем,
У Прасковьюшки на дворе
Полным-полно.

Колядовщики желали хозяевам благополучия, здоровья, хорошего урожая и приплода скотины. Но чтобы все эти пожелания сбылись, те должны были принести определенную жертву, сделать колядовщикам-предкам подарок. Иначе их могли ждать только несчастья. Начиналась вторая часть коляды (с угрозой и проклятьями нещедрым хозяевам):

Коляда, моляда,
Уродилась Коляда!
Кто даст пирога —
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки —
Завалим лазейки.
Кто не даст лепешки —
Завалим окошки.
Кто не даст пирога —
Сведем корову за рога.
Кто не даст хлеба —
Уведем деда.
Кто не даст ветчины —
Тем расколем чугуны.

Обычно хозяева щедро одаривали колядовщиков съестными продуктами (выпечкой, салом, колбасой, орехами, фруктами), реже мелкими деньгами и мотками пряжи. В тех случаях, когда девушкам и парням казалось, что хозяин поскупился, они могли и на самом деле выполнить какую-то угрозу: раскидать поленницу с дворами, облить дверь дома водой, чтобы она примерзла, или полить водой крыльцо.

После того как колядовщики обходили все дома, они с криками и гиканьем вновь уходили за околицу, как бы покидали этот мир. Там мехоноша делил всю добычу поровну между участниками действия. Потом молодежь либо расходилась с подарками по домам, либо собиралась в посиделочной избе, где устраивала пирушку и съедала все собранные по соседям угощения.

Языческие колядки все же пережили все запреты и в той или иной форме существуют по сей день.


""
Есть 2 новых сообщения
У вас нет прав, чтобы писать на форуме, .